Жизнь дана нам в кайф!

Бахыт

Фраза эта принадлежит архитектору, поэту, художнику, фотографу, музыканту, путешественнику Бахыту Аширбаеву. На днях в свет выходит новый сборник его стихотворений и эпиграмм «Навстречу цели» и начинается реализация необычных для нашей страны проектов, автором и вдохновителем которых он является.

Бахыт Кенжеев, Бахыт Каирбеков, Бахыт Аширбаев, это триБтих нашего времени, три линии, которые волею дружбы и общих интересов   пересекаются не где-нибудь, а в Шымкенте. Хотя первый  — известный писатель – живет в Канаде, второй – режиссер, поэт – алмаатинец, ну а третий «для других держав убит Шымкентом», как однажды о нем напишут. А пишут об Аширбаеве и журналисты, и поэты, и режиссеры, и  сценаристы, посвящая ему, например, вот такие строки: «Как охватить всю дерзость Одиссея, желающего мир в себя вобрать? По всем ремеслам щедро так рассеян, так жадно хочешь все успеть объять!»  Это о нем Каирбеков.

А после организованных Бахытом «Бесед на Шелковом пути», участие в котором приняли видные культурологи Мурат Ауэзов, Сафар Абдулло,  Николай Анастасьев, Шариф Шукуров, последний, знаменитый в мире доктор искусствоведения, востоковед назвал Аширбаева человеком эпохи Возрождения. А кто против, если  получается  у человека заниматься одновременно многими творческими делами. К примеру, он создал киностудию, на которой было снято 140 клипов для музыкантов Казахстана, 30 документальных фильмов, один из которых получил Гран-при фонда Сороса за волшебную историю о Туркестане. А 10-серийная кинолента о памятниках культуры Южного Казахстана мобилизовала в какой-то степени большие силы на поиск, реставрацию, консервацию и документацию истории. Все эти немалые проекты одного человека вполне могут повлиять на отношение людей к прошлому и поспособствовать формированию  современного культурного образа и стиля жизни  казахстанцев.

Аширбаев в профессиональной среде – архитектор, автор музея в древнем Отраре, КНБ в Шымкенте, пансионата в Чолпан-Ате (Киргизия), практически всех объектов реконструкции Туркестана,  дендропарка и парка независимости в Шымкенте и других проектов. В алматинской и шымкентской тусовке – музыкант, играющий на саксофоне, кларнете, флейте, гитаре, поэт, балагур и чрезвычайно  интересный собеседник. Его знает вся творческая интеллигенция Казахстана, но и за пределами страны он находит родных по духу, определяя близких по южной ментальности. Среди его друзей – ученые, артисты, писатели и музыканты со всего мира. В общении с неординарными людьми, в разнообразии занятий,  по признанию самого Бахытжана, состоит его счастье, впрочем, и имя его переводится как счастье и определяет, видимо, круговорот событий, в котором замешан и сам Бахыт и его постоянно пополняющееся окружение.

Бахытжан, у вас выходит книга и начинается реализация новых проектов, способных несколько изменить общее представление об архитектуре в Казахстане. Давайте поговорим об этом, но сначала хочется узнать вот что — как вам удается сохранять постоянное равновесие и создавать вокруг себя бурлящий поток приятных встреч, событий и проектов?

—  Я  в эту жизнь пришел, во-первых, для того, чтобы раскрыть себя, но раскрываясь, зацепить идеями и информацией как можно больше людей,  заразить этим и самому у других поучиться. Нельзя быть скуксившимся, закрытым. Это же тоскливо и скучно быть, допустим,  только юристом, адвокатом или гаишником, который хочет, чтобы и его сын стал гаишником. Это неправильная тенденция трудовой династии. Мне многие говорят, что я то туда, то сюда кидаюсь, то стихи пишу, то саксофон осваиваю,  и чего-то профессионального ни там ни там не добился. Да и не хочу я. Считаю, что самое главное для меня – это все попробовать. Мне жить интересно, и я пытаюсь других расшевелить. Мне всегда любопытно познавать новое, и я получаю наслаждение от этого! Жизнь дана нам в кайф!

Какое новое видение в своей профессиональной деятельности вы предлагаете?

—  Начнем с того, что к каждому вопросу, который поставлен на государственном уровне, надо подходить творчески. Вот, допустим, появилось такое направление, как создание в Казахстане третьего города по величине, то есть речь о Шымкенте.  Эта идея  озвучена президентом, закреплена документально. И нам ее осуществлять на месте, но как? Просто население увеличивать? Застраивать город новым жильем?  Здесь нужен другой подход. Чтобы стать третьим по величине в Казахстане, надо соответствовать статусу большого города. Практически во всех регионах страны появились новые центры, а у нас ничего не строилось с 1953 года, не считая жилья и частных построек.  И для того, чтобы поднять статус города — миллионника и области, которая имеет территорию размером с Грецию или Болгарию —  а это 117 тысяч квадратных метров, из которых только 30 тысяч  составляют охранные пространства заповедников, необходимо изменить   структуру управлений и департаментов. Мы сейчас просим отдать в ведомство архитектуры природоохранные зоны и все исторические памятники, а их здесь более тысячи. Допустим,  в том же Угамском заповеднике когда-то было посажено400 гектаровяблонь, но сейчас садами никто не занимается, яблоки падают и гниют. А можно использовать эти сады с пользой. Все: и сады, и реки, и заповедные зоны необходимо завязывать в один градостроительный проект.

— С чего начнется реализация проекта?

— Мы будем превращать реку Бадам и Бадамское водохранилище в курортно-парковую зону. Этими водами никто и никогда не занимался. А тем временем, на них можно совместить решение вопросов спорта, отдыха и микроклимата. Создать здесь гребной канал, потому что вода не замерзает в зимнее время, и наши спортсмены перестанут платить деньги за тренировки в соседнем Узбекистане. Эти деньги приплывут обратно к нам. Здесь мы решаем и проблемы ЧС, потому что весной и осенью река дает подтопы.  На Бадамском водохранилище – а это 65 миллионов кубов чистейшей горной воды, которую использовали только для сельскохозяйственных нужд – мы создадим курортную зону, которая только в теплый сезон будет приносить порядка 300 миллиардов тенге дохода.  Там будет такая атмосфера, что народ откажется в Турцию ехать.

Такой же проект предусмотрен на реке Кошкар-ата и других водоемах, с которыми будет связана  дальнейшая застройка города. Отныне многие государственные программы будут ложиться на градостроительный принцип, потому что назрела необходимость проектировать и аграрные и спортивные и другие программы  с этим учетом. Я вывел такую формулу и назвал ее «Три Т». Шымкент находится между Туркестаном, Таразом и Ташкентом. Это такой золотой треугольник, одна сторона которого  тянет к историческому туризму – Туркестан, другая соединяет международные трассы – Тараз, третья должна стать свободной экономической зоной с хранилищами для овощей и фруктов, которые везут круглый год из Узбекистана. К примеру, во Франции есть международная сортировочная база, куда поставляются продукция со всего мира, там все сортируется и распространяется во всех направлениях.

У нас никак не могут понять, что без архитекторов  нельзя создавать государства. Вот наконец-то будут делать проект генплана республики. Такого никогда еще не было!

— То есть может появиться единая концепция археологического построения государства?

—  Да, причем учитывать в ней необходимо все. Казахи почему не строили городов? Потому что они рассматривали себя как экологическое звено природы. Пошли в последнее время техногенные процессы, постоянно где-то потопы.  Никогда ранее в генланах не учитывалось создание коксараев в каждом населенном пункте. А делать это необходимо, и  парков разбивать как можно больше, и ко всему подходить опять же креативно. К примеру, те же заборы вокруг парков, спортивных сооружений можно создавать в  виде турников, лестниц, дающих спортивный импульс или делать их на темы графических работ местных художников. Народ тогда  будет с интересом проходить мимо, а возможно, и меняться  в лучшую сторону.

— Не только архитектурные пространства меняют людей?

—  Естественно. И потому опять же необходимо создавать разные проекты. К примеру,  мы с единомышленниками, в составе которых известный культуролог  Мурат Ауезов, кинорежиссер Сергей Азимов, издаем журнал «ЮГ». Он о культуре, о самых выдающихся людях, близких южной ментальности.

— Что значит южная ментальность? Само понятие «юг»?

— Это пассионарность +. Для меня  юг не конкретно Южный Казахстан или другая местность, это нечто другое. У казахов юг  пишется как  оң — түстік, а переводится, как правый, в семантике этого слова совместилось два понятия — правая сторона и правда твоя.  Ты прав, ты правильной дорогой идешь. Южность – это неуспокоенность, вечное движение, изменение. Почему мамонт лежит веками? Потому что он сол — түстік – замороженный. (сол – левый, северный). Людей должно объединять движение, а мы можем их к этому подтолкнуть.

 

+ Термин введен Л. Н. Гумилевым.

Пассионарии — особи энергоизбыточного типа. Антипод пассионарию — субпассионарий, особь энергодефицитного типа.

Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Они организуются в группы (консорции), те, в свою очередь, становятся ядрами новых этносов, образующихся обычно через 130—160 лет после «толчка», и выдвигают идеологии, становящиеся их доминантами.

Wikipedia.org

Из досье НП: Бахытжан АШИРБАЕВ

  • Родился  9 февраля  1953 года.
  • В 1975-окончил факулбтет архитектуры КазПТИ.
  • С 1975 по 1981-работал архитектором в проектном институте.
  • С 1992 по 1999-директор «архфонда» в г.Шымкенте.
  • С 1999 по 2002- начальник ГКП «Дирекция по проведению и подготовке 1500-летнего юбелея г. Туркестана».
  • С 2002-гл. архитектор Южно-Казахстанской области.
  • 2003-2004 – зам. Губернатора области.
  • 2004-2011 – гл. архитектор области.

Автор объектов:

  • Пансионат на 700 мест в Чолпон-Ате, Киргизия (1980);
  • Музей в Отраре, ЮКО (1982);
  • Здание КГБ в г. Шымкенте (1983);
  • Гостиница «Достык» в г. Шымкенте (1985);
  • Реконстукция исторической части г. Туркестана (1999-2000);
  • Монумент независимости в Шымкента;
  • Дендропарк В Шымкенте, парк Независимости;
  • Создал киностудию, журнал о культуре  ЮКО «ЮГ».

Награжден:

  • Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КазССР (1980), Орденом «Курмет» (2000);
  • Дипломом Международной биеннале в Болгарии (2000);
  • Дипломом 1-й степени Международного форума Союза  архитектуров  РК в г. Алматы (2001);
  • Дипломом 1-й степени и Гран-при Международного форума Союза  архитектуров  РК в г. Астане (2001);
  • Золотым дипломом Международного фестиваля Союза архитектуров  в г. Москве (2002);
  • Серебрянным Дипломом Международного фестиваля Союза архитектуров в г. Москве.

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий