Выставка-продажа работ казахстанских художников в Аукционном Доме «Сотбис»

с айтбаев

Sotheby’s сообщает о выставке «На перепутье», которая будет проходить с понедельника 4 марта по вторник 12 марта 2013 в Лондоне, в зале на Нью Бонд Стрит. На выставке-продаже будет представлено современное искусство Средней Азии и Кавказа. Эта выставка впервые представляет панораму искусства, географически объединяющего художников от кавказских гор до казахских степей и границы с Китаем.

Посетители увидят около 50 работ современных художников Средней Азии и Кавказа из таких стран, как Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Работы на выставке иллюстрируют переход от нонконформизма и соцреализма 1960-х годов к современному искусству.

Комментируя выставку, Джо Викери, глава отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне сказала: «В странах Кавказа и Средней Азии в последние годы наблюдается динамичное развитие, и оно в том числе касается искусства. Постоянно там появляются новые институции, художники и коллекционеры, и до сих пор для Sotheby’s эта территория оставалась неизведанной, но весьма привлекательной. Поэтому мы рады представить принципиально новую выставку, которая охватит все художественное разнообразие этого региона, где богатая история соседствует с современностью и самыми актуальными тенденциями современного искусства».

Цель выставки – показать культуры стран Кавказа и Средней Азии во всем ее многообразии на фоне их общего советского прошлого. Название «На перепутье» подразумевает переходный период, в котором регион оказался как с социально-политической, так и с художественной точки зрения. Обретшие независимость после распада СССР 20 с лишним лет назад, эти страны сейчас быстро движутся в направлении Запада, сочетая новейший опыт с историческими традициями, существовавшими до коммунизма, и с общим советским прошлым. Выставка подчеркивает искусство, которое вышло из нонконформизма 1970-х и 1980-х годов и официального искусства соцреализма, и сейчас пытается обрести свою индивидуальность. Все эти страны расположены между Востоком и Западом, и их художникам удается совмещать фольклор и национальные традиции с современными западными художественными практиками.

Одним из самых заметных произведений на выставке будет работа Алимжана Жоробаева «Призраки коммунизма №1», 1994. Она входит в серию фотографий, которую художник создавал в беспокойные времена спосле распада СССР, путешествуя по родной Киргизии в поисках символов
прошлого. Некогда прославленные символы коммунизма – от старых пропагандистских слоганов до заброшенных памятников Ленину – стали предвестниками новой надежды на лучшее будущее, победу демократии и капитализма. В этой работе лозунг «Коммунизм» видится вдали на фоне гор Тянь-Шань. Основной пунктум этой фотографии – дорога, уходящая из мест, где правит коммунизм (знак читается в обратном направлении) в открытую непрерывность исторического повествования.

Впервые на аукционе «Сотбис» участвует Галерея Рысбека Ахметова, направившая картины Салихитдина Айтбаева «Целина. За обедом» 1960-е гг. и Бахтияра Табиева «Деревня у Каспия»1985 г. Эти произведения откроют для посетителей выставки неизведанную территорию казахского искусства советского периода.

Сюжет диптиха «На целине. За обедом» послужил основой для картины из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А.Кастеева «Обед. Собрание бригады». В свое время это полотно Айтбаева было принято негативно, вызвало резкие критические суждения, «обвинения в «пикассизме», следовании «буржуазному формотворчеству», противоречащих советскому искусству». После обвинений в формализме, в сходстве картины с сюжетом «Тайной вечери», художнику пришлось внести незначительные изменения, которые позволили сдать произведение закупочной комиссии. В настоящее время картина находится в постоянной экспозиции музея, и стала классикой изобразительного искусства страны.

С.Айтбаев, «На целине. За обедом», 1960

«Деревня у Каспия» дает представление о творчестве Табиева, который навсегда остался верен одной избранной теме. Тема народного традиционного быта, стремление увидеть в самой жизни народа исконные духовные ценности, выявить глубокие и устойчивые связи человека с природой – это те корни, которые давали живительную силу его искусству.

Б.Табиев, «Деревня у Каспия», 1985

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий