Выставка Ахмета Ахата в галерее ArtSpace Алматы

artspace-234x300

14 марта 2013, в 18.00 в галерее ArtSpace в Алматы состоится открытие выставки работ заслуженного деятеля Республики Казахстан, члена Союза художников, известного мастера своего дела Ахмета Ахата.

Выставка продлится до 8 апреля.

Величественный «проект» древнего Востока «Шелковый путь» в течение многих лет продолжает оставаться для художников Казахстана источником творческих идей, аналитических обобщений, разных ценностных открытий.

Назвав свою новую выставку «Города на Шелковом пути» Ахмет Ахат в посвященной ей серии живописных работ заведомо отказался от уже известного приема, изображающего тему шелкового пути в виде красочного каравана верблюдов и всадников, бредущего в пустынном пространстве к где –то ожидаемым его целям этого почти вневременного путешествия. 

Маршрут «Шелкового пути», карта передвижений этого символического каравана обозначена в серии своеобразными вехами — образами городов, чей облик в каждом случае несет в себе своеобразие взрастившей их природной и культурной среды. Ахмет Ахат хорошо знает эти города. В некоторых он жил, другие посещал неоднократно, но везде его взгляд художника различал через глянцево-универсальную упаковку внешних признаков современности исторические корни, составляющие истинный смысл их жизни. Улицы городов, отдельные дома, сакральные здании, городские ландшафты написаны с натуры, «пережиты» художником в наблюдениях, во внутренних беседах – диалогах с каждым объектом-предметом, воспринимаемым им, как одухотворенное существо — свидетель минувших эпох.

Большую часть серии занимают работы,¸ посвященные Кашгарии — родине художника. Ахмет Ахат бывает здесь подолгу, почти каждый год. Ему необходимо видеть ее деревни и города, монастыри и мечети, дышать ее воздухом, созерцательно общаться с ее удивительными горами, царствующими здесь как внимательные и наблюдательные духи. В архитектурном облике городов Кашгарии, представшем в этих полотнах, казалось, сохранился и живет собирательный образ всех старых восточных городов от Синцзяня до Памира. Возможно древние города Казахстана, процветавшие когда-то в степных оазисах и сегодня сохранившие лишь общие очертания, тоже в деталях были когда-то похожи на Туран, Яргол, Кажгар, Туюк. 

Дома в Турфанском оазисе

Разные оттенки охры – цвета глины и светлый голубой цвет раскаленного солнцем воздуха составляют колористический камертон кажгарских городских пейзажей. Дома из глины, почти вручную вылепленные их хозяевами, в дрожащем от зноя воздухе теряют четкие очертания. Их силуэты будто растворяются в свето-воздушной среде, они становятся миражами, представшими из древности, хотя на самом деле вполне материальны и обитаемы. Их реальная жизнь обнаруживается благодаря почти незаметному человеческому присутствию: где — то в тени стены отдыхает старик в национальной одежде, или вдруг заалеет платье девочки, скрывающейся в темном проходе двора. В этих пейзажах города Кажгарии предстают как неотъемлемая часть природы, ее естественное продолжение, а причудливые изгибы их улиц и фантастические нагромождения строений как будто вторят художественным изыскам горных ландшафтов.

В образах городов Узбекистана и Казахстана художник ставит другие задачи. Здесь на первый план выдвигается необходимость представить архитектурные строения как грандиозное творение человеческих рук, как памятник времени и исторически сложившийся культурный эталон. 
Дворцово-храмовый комплекс Шах-и — Зинда — выдающийся пример исламской архитектурной мысли привлек художника возможностью показать сложность и рафинированность эстетики мусульманской культуры, ярко выразившейся в архитектуре Центрально – азиатских городов.
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави, построенный полководцем Тамерланом в честь знаменитого тюркского суфия в г. Туркестан (Казахстан) и являющийся образцом традиционной исламской архитектуры, в работе Ахата несет в себе несколько иную смысловую нагрузку. Как одинокий духовный столп возвышается он в степи, среди небольших уже современных построек, олицетворяя собой духовную силу суфия, особо признанного и уважаемого кочевниками-тюрками. Строительство мавзолея и было задумано Тамерланом как дань почета кочевым казахам, как храброму и мужественному народу. Туркестан когда-то несомненно был одним из важных городов на Шелковом пути, выполняя важную экономическую и политическую роль в Центральной Азии. И знаменитый мавзолей, в чей комплекс входили также медресе, кельи для паломников, мечеть и т.д. стал не только символом города, но и в течение столетий выполнял роль духовного центра в яркой полиэтнической среде Шелкового пути, этой главной стратегической магистрали восточного средневековья.

В работах выставки особую роль занимают полотна, посвященные наскальным рисункам урочища Тамбалы. Ущелье Тамбалы, находящееся в 200 км от г.Алматы (Казахстан) содержит, огромное количество петроглифов, преемственно создаваемых в течение длительного исторического периода от эпохи ранней бронзы до средневековья. Это природный скальный комплекс, декорированный древними художниками, воcпринимается как храм под открытым небом, своеобразная галерея художественно – исторических артефактов, донесшая до наших дней космологию мировоззрений древнего человека. Ахмет Ахат воспринимает этот природный храм как естественно-природное архитектурное сооружение, предназначенное для творчества древних художников. Его полотна, связанные с Тамбалы, представляют его во фрагментах, отдельными частями, которые выстроившись вместе, должны дать полную картину –образ грандиозного природного храма. 

Тема наскальных рисунков является одной из главных в творчестве Ахата. Его привлекает не только ритуально — религиозная символика изображений, но, и прежде всего, их особая художественная пластика, лаконичная и острая выразительность, превращающая каждый графический образ в наполненный собственным смыслом самостоятельный знак-иероглиф. Петроглифические образы разрабатываются художником в разных техниках — живописи, авторских монотипиях, гобеленах, керамических объектах. Помещенные в каждом случае в особой художественно-эстетической среде, свойственной конкретно избранной технологии и материалу, они как-будто обретают новое дыхание жизни. Для автора эти образы — своего рода аруахи – духи предков, которые сопровождают в жизни каждого современного человека. Поэтому композиции с наскальными рисунками всегда присутствуют в экспозициях выставок Ахмета Ахата вне зависимости от их цели и тематики.

Совершенно новой задачей явилось для художника создание пейзажей старинного европейского города Генуи, который считается последней точкой Шелкового пути, обеспечившей ему выход в море, к морским маршрутам. В 1996 году Ахат как главный участник проекта «Обратный путь Марко Поло» посетил Геную, выставил свои работы в одном из зданий исторического центра, а по возвращении в Казахстан, его видеосъемка города вошла в основу передачи о проекте на одном из ведущих телеканалов Алматы. Тогда, в Генуе к нему пришло понимание о близости природы двух могущественных стихий – степи и моря. Позже, в работе над проектом Города Шелкового пути, для него важно было определить особый характер архитектуры европейского города, его отличие и близость с архитектурными образами восточных городов. Это — сложный вопрос и художник еще только ее первые результаты поиска ответа на суд зрителя.

Выставку Ахмета Ахата «Города Шелкового пути» нельзя воспринимать как законченный проект. Скорее и прежде всего, это процесс, который будет продолжаться возможно достаточно долго, обогащаясь новыми работами, находками, следующими вопросами и ответами, которые будет ставить и разрешать художник. И именно как процесс эта творческая работа интересна современному зрителю, который будет видеть в ней не только предложение рассмотреть Шелковый путь как исторический артефакт, но и как своеобразное духовно — художественное исследование.

Ли Камилла Витальевна (Ведущий научный сотрудник Государственного музея искусств им. А. Кастеева, секретарь Союза художников Казахстана, член Ассоциации художественных критиков при Юнеско).

Адрес: галерея ArtSpace, г.Алматы, ул.Фурманова, 119

Тел.: +7 727 267 02 26

 

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий