Романс как обнаженный нерв

Галина Ковзель

В конце июня, в рамках II Международного фестиваля искусств «Астана кештерi», столичной публике впервые была представлена программа петербургского городского романса в исполнении солистов Мариинского театра – Владимира Самсонова, Ирины Матаевой и Евгения Акимова. На наши вопросы ответили руководитель проекта «Петербургский романс» Галина КОВЗЕЛЬ и Заслуженный артист России Владимир САМСОНОВ.

Расскажите о вашей деятельности и о программе, которую вы приготовили для астанинской публики?

Г.К.: Нашему проекту «Петербургский романс» в этом году исполнилось 15 лет. Основные наши цели – это продолжение и развитие жанра романса, появление новых романсов и поиск новых исполнителей. Ежегодно мы проводим конкурс «Весна романса», а также ставший уже традиционным городской праздник «День романса», когда за один день проходит 17 вечеров романса в самых лучших залах Санкт-Петербурга. 
В Астане мы представляем петербургский романс. Мы приехали с программой городских романсов наших известных композиторов, таких как: Исаак Шварц, Андрей Петров и Вениамин Баснер.

А чем отличается петербургская школа романса от других? 

В.С.: Особенности в петербургской школе ромаса, безусловно, есть и они очень большие. К примеру, московское направление романса отличается классической академической манерой исполнения, на дыхании, с “оперным мазком”, а петербургский романс — это, если можно так сказать, романс в аутентичном исполнении. Он сохранился в том виде, в каком он возник в Петербурге, в конце 19 начале 20 века, когда люди собирались в салонах и небольших квартирах и пели под гитару. В небольших пространствах не требовались большие голоса, способные “пробивать” оркестр и насыщать многотысячный зал. Отсюда, свойственные петербургской манере исполнения искренность, уютность и откровенность. И, надо отметить, в больших залах, как здесь в Астане, мы поем обязательно используя микрофон. Он помогает передать все маленькие нюансы, тонкие чувства и перепады настроения, заложенные в произведении.

Имеется ли место проблема сохранения жанра романсов?

Г.К.: У нас в городе этой проблемы нет. Жанр романса весьма популярен и любим. Более того, он процветает и развивается. В этом году у нас прозвучало 16 премьер. Попасть на концерты невероятно сложно, залы всегда заполнены, причем в залах вы встретите представителей всех поколений.
Мне кажется, этой проблемы нет и у вас, в Казахстане. Здесь в Астане мы увидели, что аудитория у вас очень “романсовая”, открытая, непосредственная и воспринимает романс также как и слушатели в Петербурге.
И потом, романс это ведь многогранный жанр, а сейчас он еще больше расширил свои границы и объединил различные направления, это классический и городской романс, и лирическая эстрадная песня, и лирические песни из кинофильмов. Романс даже называют вечным жанром.

Вас приглашают гастролировать по всему миру с программой русских романсов. Как вам удается донести эмоции и оставаться понятными зарубежному зрителю?

Г.К.: Романс — это один из самых теплых, контактных жанров. Его невозможно исполнить под фонограмму. Это жанр честный и неподдельный, жанр выявляющий настоящее. Казалось бы, романс это, в первую очередь, продолжение слова и доступная мелодия, которая созвучна речевому посылу. Но все наши чувства и эмоции передаются зрителям без необходимости перевода. Ведь романс как обнаженный нерв. Если он есть, он пробирает, если его нет, значит это неправда.

Фотографии: Вадим Соловьев

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий