Перемены неминуемы, ожидаемы и предсказуемы

Вслушаться в землю

Их не воспринимают коллеги-художники, а некоторые даже называют «орудием властей». Да, их работы вызывающие, они претендуют на наше внимание, но делается это не ради пиара или денег, ведь их имена и лица скрыты. Кто же они, участники объединения ARTGROUP5, называющие себя новым поколением художников, и что хотят донести до нас? Об этом рассказывает Rush X– создатель арт-группы, художник, режиссер, публицист, блогер.

Расскажите о вашем проекте ArtGroup5 и его участниках?

Проект АRTGROUP5 открыто заявил о себе в 2012 году. Мы организовали движение «АртМанифест» в пяти городах Казахстана, а также в Ташкенте и Бишкеке, создали около 15 инсталляций, организовали перфомансы на всех крупных фестивальных площадках, реализовали стрит-арт концепции и видеоинсталяции. У нас есть своя стратегия и стилистика, наши работы резонируют, они достаточно неоднозначны. За это время в составе нашей команды побывали достаточно известные музыканты, режиссеры, художники, фотографы, чьи имена по принципиальным соображениям не разглашаются, но тем интереснее содержание, когда нет отвлекающих моментов на популяризацию. Сейчас нас по-прежнему пятеро, я нахожусь в Санкт-Петербурге, остальные участники разбросаны по городам – Ташкент, Алма-Ата, Астана, Павлодар.

Зачем и для кого вы это делаете, и как воспринимает вас общество?

Всё началось с ощущения безыдейности, пафоса и отсутствия всякой альтернативы в арт-среде Казахстана. А отношение к местным художникам было просто унизительное, особенно со стороны тех, кто зарабатывает организацией фестивалей.
Общество живо отреагировало на наше появление, у нас стали часто брать интервью, правда, содержательную часть интервью меняли до неузнаваемости. Негатив тоже был, но в основном среди художников старой школы, которые никак не могли понять, как, откуда мы вообще взялись и начали делать то, о чем они в последние несколько лет только говорили.

Что дает вам основу для творчества? На какие вопросы вы пытаетесь найти ответы?

Все, что происходит здесь и сейчас. Вопросов очень много, главный вопрос не в том, когда начнутся в нашей стране перемены — они неминуемы, ожидаемы и предсказуемы, — вопрос в том, собственно, что мы будем делать, когда эти перемены произойдут в одночасье.

Ваши работы что-то меняют?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Наши работы уничтожаются, выставки исчезают буквально на следующий день. Да и время в Казахстане течет по-своему, мне кажется, очень медленно. Скажем так, что может измениться, например в городе Аягуз в ближайшие лет десять? Построят торговый дом? Результатом нашей деятельности является то, что происходит в мозгах у молодого поколения. Если благодаря арт-группе в стране появятся новые, независимые художники, а они появляются – то это лучшее подтверждение того, что все не зря.

Я видел одну из ваших последних видеоработ «Ледник», где для раскрытия проблемы «Земля-Вода» жертвой выступила рыба. Скажите, а если для донесения смыслов потребовалось бы пожертвовать жизнью, скажем, собаки, вы бы пошли на это?

Нет, это принципиально. Рыба осталась жива, уверяю вас. В недавнем разговоре Марат Гельман сказал такую вещь: «Художник не имеет права на насилие. Только над собой». Я считаю правильным выступать вообще против насилия, его и так предостаточно. Кроме того, все видели наш стрит-арт-концепт «Сказ о том, как баран зарезал Каната Ибрагимова», где мы отсылаем зрителя к перформансу, где наш скандальный художник на глазах у всех зарезал животное. Узнав о нашей работе, Канат обвинил нас чуть ли не в том, что, дескать, мы есть орудие властей, направленное против него.

Как вы относитесь к перверсии и извращениям в современном искусстве? Это ставка на моду и коммерческий успех, символ упадка культуры или все-таки необходимый этап для дальнейшего развития искусства?

Про это даже говорить не хочется. Сейчас, путешествуя, я много посещаю выставки молодых художников, специализирующихся на этой самой перверсии. Что с того, что зритель уходит с выставки подавленным и угнетенным? В чем тут смелость художника, где здесь искусство? В последнее время стало принятым считать, что если экспонат вызывает реакцию, шум, – всё, это искусство. Но проходит совсем немного времени, и от этой истории не остается ничего, даже самого художника.

Многие думают, что современному художнику в поисках новых художественных образов допустимо прибегать даже к психотропным средствам. Вы согласны или опровергнете это?

Вы говорите о темной стороне не только искусства. Наркотики и алкоголь присутствуют во всех сферах деятельности, в том числе и политике, и в журналистике, и в музыкальной индустрии, а не только в подворотнях, как пытается втемяшить в сознание антинаркотическая пропаганда с участием кавээнщиков. Под влиянием разрушительного действа вряд ли что-то можно создать, разве что получать ощущения. Правда, ощущения от психотропных препаратов со временем притупляются, поэтому пользы от них для творчества — никакой.

Вот уже несколько месяцев вы находитесь в России, а в деятельности арт-группы в Казахстане наблюдается затишье. Если не секрет, это как-то связано с совместными проектами или вы планируете вести дальнейшую работу уже за рубежом?

Сейчас у меня готовится три проекта параллельно. Пока не имею права раскрывать всех нюансов. Могу лишь сказать, что стоит задача представить масштабный гастрольный проект, где было бы охвачено несколько направлений: это и fashion, и музыка, и видео, и выставка, и перформансы. Продвижение этого проекта начнется как раз из России. Наряду с этим, в последнее время я всерьез увлекся темой нового поколения, точнее, героев поколения. Моя квартира в Санкт-Петербурге – это штаб-квартира, где бывают выдающиеся поэты, музыканты, художники, пусть и не признанные, пусть и вне эфира центрального телевидения. Им я посвятил сайт personx.ru, это самое малое, что я могу сделать, где хочу рассказать о них и о тех, кто сегодня реально двигает прогресс здесь, в Средней Азии и в СНГ в целом.

Беседовал Мансур Смагамбетов

Деловой еженедельник «Бизнес и Власть», №16(448), 17 мая

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий