Париж в «ласточкиных гнёздах»

В середине января во Французском альянсе открылась постоянная экспозиция молодой художницы Гайши Мадановой «Документация пространства»: более 800 фотографий, созданных во время трёхмесячного пребывания в международной творческой резиденции Cite des Arts в Париже в 2007 году. 

«Мне повезло – мои родители художники. Я всегда росла в особой обстановке».

Гайша Маданова

В первые дни этого года в фойе Французского Альянса стала рождаться «мозаика»: квадратики, разместившиеся чинно, рядно, солидарно на белоснежных стенах, просивших цветового решения. И появились они. Фотографии. Необычные. Квадратные паспорту, без обрамления, некое «дистанционное» восприятие объектов, как сквозь «дверной глазок» большого диаметра. Они смотрятся как гнезда ласточек на береговых окосах. В каждом кружочке мгновение, настроение, впечатление, новый ракурс, занятный момент, удачно упавший луч света или мимолетная улыбка.
В последние дни года ушедшего в музее Кастеева проходила выставка истории фотографического искусства Франции с XIX века до нынешнего времени, и я рефлекторно подумала о новых шедеврах. Бегло окинув взглядом ровные ряды фотографий – Лувр, художник за мольбертом, Эйфелева башня — подумала: мастера 60-х годов, классики новой французской волны. Ощущалось что-то от кинокадров Жана-Люка Годара, Клода Шаброля, Франсуа Трюффо. Строгая эстетика черно-белого на фоне сегодняшнего пульсирующего многоцветия кислотных тонов просит того, что называется «чувство меры».
И только 14 января на открытии выставки автор объяснила происхождение этого необычного ощущения: к объективу фотоаппарата приставляется бинокль, и кадры рождаются из окуляра бинокля. Такая техника (возможно, авторская) передает впечатление сопричастности и зрелищности. «Я делала свои фотографии, и мне хотелось, чтобы были слышны звуки, шумы, голоса этого города», — вспоминает Гайша.

На черном квадрате светлый круг, и в нем разные образы: от интересного узора на пилястрах колонн стиля ампир и почтенного господина на скамейке, с фигурой купидона рядом, до шпиля Эйфелевой башни, к которой уже автоматически «дорисовывается» основание привычного образа символа Парижа. Счастливая парочка, уставший турист, заботливый молодой отец, любопытство, обыденность, уникальность – все эти явления остались запечатлёнными в хронике парижских каникул Гайши Мадановой.
«Однажды вечером, — вспоминает она, — я наблюдала такую сцену: уставшая женщина с сумками в руках шла с работы домой, в это время на набережной двое музыкантов играли на гармошке. Один из них подбежал к ней и пригласил на танец. Та молча поставила сумки на брусчатку начала с ним вальсировать. Музыка закончилась, партнер, поблагодарив ее, поцеловал руку. Она, молча взяв сумки, пошла дальше, но уже в другом настроении, легкой походкой». И флюиды, исходящие от воспрянувшей духом танцевавшей дамы, сами «напросились» в объектив молодой художницы.
Увиденное сегодня в преломлении вечной черно-белой классики. Париж фотографировали и зарисовывали великое множество раз, и столько же раз еще будут: с высоты птичьего полета, крупным планом, камерой туриста или корреспондента, в зарисовках эстета. А я уловила еще один взгляд, «многослойный», через две системы линз.
Гайша родилась в творческой семье, где уделялось большое внимание развитию эстетического восприятия мира дочери, — и отец взял её с собой в Париж. Правительства европейских стран поддерживают творческое развитие художников разных стран (в том числе и стран СНГ), приглашая их в мастерские для создания новых проектов. Будучи впервые в Европе, в Париже, окутанная атмосферой креативности и новизны, 19-летняя девушка оказалась под шквалом и натиском информационных потоков. Яркими вспышками её сознания были музей Пикассо, Лувр, музей Родена, базилика Сакре Кёр, Европейский дом фотографии, музей магии и фокусов. Помимо многих достопримечательностей Парижа, художницу привлекла выставка работ Дэвида Линча, американского режиссера, представителя сюрреализма, проходившая в то время в Фонде современного искусства Картье. Её покорили также творения дуэта швейцарских художников Питера Фишли и Дэвида Вайса, занимающихся скульптурой, фотографией, видео, созданием инсталляций и ассамбляжей. Особенным эмоциональным всплеском было для Гайши посещение центра Жоржа Помпиду: выставка творчества Самюэля Беккета, ирландского поэта и драматурга, представителя модернизма, лауреата Нобелевской премии по литературе 1969 года и возможность «вживую» увидеть шедевры постимпрессионистов Винсента Ван Гога и Поля Гогена и фовиста Анри Матисса.
По окончании творческой поездки, обогатившей Гайшу эстетически и духовно, она становится участницей международного проекта «Трансформация пространства в Алматы» в составе интернационального творческого коллектива Artpologist. Гайша планирует продолжить обучение в области современного искусства в Европе. И тогда, возможно, родится очередной дивертисмент впечатлений. В новом техническом решении?

Выставку можно увидеть в течении года во Французском Альянсе по адресу: г.Алматы, проспект Абая, 52В, 2-ой корпус КазГЮА (Юридической Академии), 2ой этаж. Вход со стороны ул. Жандосова, будние дни 10.00 – 20.00, по субботам 11.00 – 18.00

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Один комментарий к записи “Париж в «ласточкиных гнёздах»”

  1. Светлана:

    Статья просто изумительна! Написано изящно,легко,самобытно. Айгуль Жилкишина — настоящий мастер своего дела, талантливый творец. Картины Гайши — это откровение …тонкое и неповторимое. Творческих побед вам,девочки!

    С уважением Светлана Цыганова.


Добавить комментарий