О великом друге: сложно и просто

RD33

К 100-летию Робера Дуано Генеральное консульство Франции презентовало 20 марта выставку фотографий выдающегося соотечественника, продолжая его чествование во Французском Альянсе творческими встречами с режиссером Патриком Казалем и демонстрацией его документального фильма «Дуано и город, Дуано и поле». Выставка «Путь длиною в век» продолжит свою работу до 20 апреля.

«Он прошелся по ХХ веку с фотоаппаратом и вобрал все лучшее из него»

Патрик Казаль

ПАТРИК КАЗАЛЬ

Описывая характер близкого друга и единомышленника Робера Дуано, он подчеркивал робость и сдержанность его натуры. Услышав такие слова от человека скромного и застенчивого, пришло осознание того, насколько ценны и редки такие свойства характера. Патрик Казаль, режиссер, продюсер, журналист. Он сотрудничал с одной из крупнейших газет Франции «Libération», с авторитетным кинематографическим журналом «Cahier du Cinéma». Готовил передачи для радиостанции «Radio France-France Culture», писал эссе, создавал литературные портреты артистов, писателей, снял более 50 документальных фильмов, в их числе о Сергее Параджанове, Сергее Калатозове и других знаковых фигурах мировой культуры.

Патрик Казаль

Автор документального фильма о творчестве выдающегося фотографа Франции, «певца Парижа», вспоминал о былом: «Мы были друзьями более 25 лет. Данный фильм снят за год до смерти Дуано, ему было тогда 81 год. Наша первая встреча состоялась в 1970 году, когда мне, молодому журналисту, необходимо было подготовить репортаж о ряде его известных фотографий (Пабло Пикассо, артисты). Мы договорились о встрече на площади Дофин. Я начал беседу и был поражён тем, что он стал расспрашивать меня о моих работах, которые были ему известны. Удивлял меня его искренний интерес ко мне, как к человеку. Мы встретились еще раз, и так началась наша дружба. Позже, в 1985-1986, когда я стал интересоваться Кавказом, он писал письма, хлопотал по поводу моих визовых документов, оказывая мне неоценимую помощь».  В  1986 Казаль снял фильм про Сергея Параджанова, написал книгу о нем в последующие годы. В настоящее время режиссер-документалист работает над созданием двух картин: «Армянское пальто», о жизни Жан-Жака Руссо и о творческом пути актрисы Мюзидоры, книга о которой была им написана более 30 лет назад.

Отвечая на вопрос зрителей, как работалось ему с Робером Дуано во время съемок фильма, Казаль вспоминал: «Работа с ним – это большой подарок, невероятное обогащение, настоящий артистизм. Для меня это сотрудничество было как игра на фортепиано в четыре руки».

ЖИЗНЬ И ЛИЧНОСТЬ МАСТЕРА

Робер Дуано всегда проявлял интерес к собеседнику, интерес искренний. Он никогда не настаивал, не утверждал, он только предлагал. Дуано смотрел на мир сквозь призму детских впечатлений, глазами ребенка. В 7-летнем возрасте умерла его мать, отец женился вновь. Маленький Робер научился фотографировать у своего сводного брата Люсьена и с тех пор начал с любопытством рассматривать мир, пеленгуя и фиксируя все животрепещущее, любопытное, манкое, всё, что задевало нерв, и не только зрительный.

Дуано хорошо знал Париж, возможно, слишком хорошо. Он говорил, что фотограф – это городская крыса, которая знает все ходы и выходы всех переулков и ищет свою добычу в немыслимых порою местах. В его фотографиях ощущается юмор, доброта, настроение. Кадры Дуано – это всегда встречи. Встречи, которых он ждал. Он любил людей, —  и тех, кого фотографировал, и вообще людей. За всю свою жизнь он сделал около 450 000 фотографий. Его архивом, находящимся в ателье в пригороде Парижа Монруж, распоряжаются его дочери Франсин и Аннет.

ЕГО СТИЛЬ

Дуано был учеником таких известных авторов как Анри Картье-Брессон и Эжен Аджет,  являющихся символами хроники Парижа и частью истории искусства фотографии Франции. Стиль Робера Дуано характеризовали многозначно: реализм, дадаизм, социальная фантастика и даже социалистический реализм. Он фотографировал то, что скрыто от взгляда других. Дуано был первым, кто сделал героем своих картин жителей окраин Парижа, где атмосфера была иной и совсем не походила на жизнь столицы мира. Камера мастера показала те места и явления, которые обычно предпочитают не замечать и не видеть.

Скромность в оценке своего творчества поразительно звучит в устах именитых мастеров искусства. Выдающийся композитор Александра Пахмутова, отвечая на вопросы корреспондента о том, как ей удается на протяжении стольких лет создавать шедевры, ответила: «Нынче очень много богинь, гениев и звёзд, а у меня тяжелый ежедневный труд». Робер Дуано описывал «секрет» успеха своих снимков очень просто: «Это обычная работа, это попытки, это постоянное видение происходящего вокруг из разных точек, под другим углом». Он выходил «на охоту» за образами, входил в контакт с героями своих картин. Его фотографии – это каждый раз новые встречи. Он ждал того, кто появится, ожидал, предвосхищал и … фотографировал. Он очень осторожно, деликатно «приближался» к своим персонажам, ко всем фотографируемым персонам.

Дуано создавал не только черно-белые фотографии, но и в цвете, для рекламы, по заказу очень известных изданий, журналов. Знаменита серия его фотографий  для журнала «Лайф» о влюбленных на улицах Парижа, — 50 снимков — которые ему нужно было сделать за несколько дней. У некоторых его картин есть свои Истории.

Судьбы фотографий

У Дуано имеется много снимков, сделанных спонтанно, случайно, но есть и те, которые были инсценированы специально, в более позднее время. «Поцелуй у ратуши» — фотография, облетевшая весь мир, украшавшая страницы многих изданий, имеет и послесловие. Героиня знаменитого кадра подала в суд на журнал «Лайф» за бесплатное использование и тиражирование ее образа, потребовав компенсации. Процесс был резонансным, продолжительным, но желаемого результата заявителям так и не принес. Годы спустя позировавшая Роберу Дуано дама продала на аукционе оригинал фотографии, подаренного ей мастером, за 185 000 евро.

Поцелуй у ратуши

Однажды ранним утром Дуано увидел мужчину, целовавшего девушку в тележке, крышка которой укрывала их от нескромных сторонних взглядов, — сцена заворожила его. Он попросил кавалера, можно ли повторить поцелуй, чтобы он смог сделать такой великолепный кадр. Но тот отказался: «это дочь моего патрона». Тогда мастер пригласил актеров, которые воссоздали атмосферу увиденной сценки, и так родилась одна из самых романтических картин Робера Дуано.

Во время променада по набережной Сены, мастер увидел следующую картину: два мальчика играли на скрипке что-то из Моцарта – что может быть обыденней в городской жизни. Но тут в фокус внимания фотографа попала подошедшая благородного вида дама, которая стала внимательно слушать игравших музыкантов. Она отметила, что здесь у Моцарта темп чуть помедленней. Сценка сразу ожила и … стала фотографией.

Фотографии, представленные в Генеральном консульстве, разноплановы: работницы парикмахерской, принимающие солнечные ванны во время перерыва – они наслаждаются короткими мгновениями отдыха, ласковыми прикосновениями солнечных людей и благоволением шефа. На других «антология рук»: кисти рук на фоне панорамы заводов и фабрик, первое впечатление от которых отталкивающе. Но тут же осознается очевидное: Молох индустрии требует и приношений плоти — рук инвалидов, жертв технического развития. Рядом мирная фотография зрителей концертного зала, увлеченных зрелищем на сцене, — обычные руки, мужские и женские, молодые и не очень, ухоженные, разные. На другой фотографии портрет Пабло Пикассо, сидящего за столом, руки которого не видны, а пышные булочки, по четыре по обе стороны, «изображают» пальцы рук художника.

Пабло Пикассо

Патрик Казаль рассказывал и об «азбуке» на снимках Дуано: балерина, идущая по дорожке, выписывающая букву «L», ноги на снимках, расставленные в форме буквы «А», и другие буквы латинского алфавита. Шутки «орфографии» или такая особая графическая конструкция фотографии.

РАЗНЫЙ ДУАНО

На снимках из городской жизни ощущается любопытство, юмор, сосредоточенность, импровизация, радость находки. Популярны его медийные снимки, любимые во многих странах — Париж остается Парижем.

 

Героями его фотографий были представители мира литературы, музыки, танцев – он их любил, они платили ему взаимностью. И Госпожа Удача была благосклонна к нему за это: характер, суть артиста, сильное эмоциональное потрясение, момент удачи, некая отстраненность или, наоборот, живейшее участие и заинтересованность — всё ощущается на уровне подкорки, на волне эмоционального посыла. Дуано очень любил фотографировать Пабло Пикассо и называл его своей «самой лучшей моделью». Великий художник был артистом, выдумщиком, импровизатором. В документальном фильме есть сцены, снятые в ателье Робера Дуано, где Пикассо позирует в шкуре дикого зверя, ментально пребывая, очевидно, в теле Цезаря.

Жюльет Бинош, во время съёмок фильма «Любовники с нового моста» в 1993 году, отмечала особенность сотрудничества с Робером Дуано: «он обладал талантом делать ОДНУ фотографию, используя не метры пленок, не часы позирования, а мгновения, короткие, мимолетные, точные. И получалась фотография,  ТА САМАЯ».

Но мастер любил и сельские пейзажи, его привлекали неизвестные люди, новые места. Маленькие улочки, скромные и милые кафе, обладающие своим шармом. В своем фильме Патрик Казаль показал работу Дуано в одном кафе небольшого городка: танцуют пары, разновозрастные. Одна дама в бальном платье.  Дуано приноравливается, выбирает ракурс, фокус, миг, улыбку, взмах ресниц, уголки губ и всю атмосферу, царящую в уютном провинциальном кафе, где люди наслаждаются приятным субботним вечером. Скромный аккордеонист — Дуано любил аккордеон.

Дордонь, департамент южной Франции – ему нравилось пребывать там, где царит успокоенность, умиротворение, отрешенность от мира проявленного. Здесь можно аккуратно (или не очень) разложить «по полочкам» свои впечатления, эмоции, мысли, которые «не до конца оформились», где душа нежится в лучах меланхоличного осеннего солнца, которое еще дарит тепло и негу….

«Собственная поэзия его фотографий» — тепло и грустно заканчивал Патрик Казаль вечер памяти друга: его охватили тепло воспоминаний, печаль утраты, гордость его творениями и благодарность Судьбе за встречу с таким человеком, Робером Дуано.

Документальный фильм «Дуано и города, Дуано и поля» режиссера Патрика Казаля имеется в медиатеке Французского Альянса и доступен отныне широкой публике. Найти его можно по адресу: проспект Абая, 52В, 2-ой корпус КазГЮА (Юридической Академии), 2-ой этаж. Вход со стороны ул. Жандосова, часы работы в будние дни 10.00 – 20.00, по субботам 11.00 – 18.00.

Выставку фотографий Робера Дуано в Генеральном Консульстве Франции можно увидеть до 20 апреля по адресу: Фурманова, 99/ угол ул. Айтеке Би.

Айгуль Жилкишина

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий