Искусство жить или «Удовольствие Франции»

Дарига Назарбаева1

7 июня в музее имени Кастеева состоялось открытие выставки «Жемчужина Франции» при участии Дариги Назарбаевой и Фредерика Миттерана, представляющей публике произведения французских мастеров живописи, скульптуры и декоративного искусства от эпохи Возрождения и до наших дней.

«Красота, искусство, доброта – это единственный ответ на безразличие, отсутствие толерантности во время региональных конфликтов и войн, в эпоху нетерпимости» (Фредерик Миттеран).

40 музеев Франции предоставили более 400 экспонатов для беспрецедентной выставки, являющейся знаменательным событием в области культурного сотрудничества Казахстана и Франции. Вдохновителями этого знакового мероприятия явились бывший министр культуры Франции Фредерик Миттеран (23.06.2009 – 16.05.2012) и директор Фонда Первого Президента Республики Казахстан Дарига Назарбаева. Благодаря кооперации казахстанских и французских министерств, административных структур, общественных организаций, а также Посольства Франции в Казахстане и Французского Альянса была реализована масштабная выставка, вызвавшая большой энтузиазм среди французских музеев, и представляющая богатое наследие галльской культуры.

Фотограф: Юлия Дармодехина

Большую часть экспозиций предоставили такие национальные и региональные музеи Франции как Лувр, музей Орсэ, музей Прованс, а так же общественные институты — Национальная библиотека Франции, Большой Дворец, Парижский Музыкоград (Ситэ де ля Музик) вкупе с частными коллекциями. Картины, плакаты, шпалеры, пластика, декорация, гравюры, фонограммы, фотографии дают представление о мировосприятии французов, так называемом l’art vivre («искусство жить»).

Фотограф: Юлия Дармодехина

Еще в 2009 году во время встречи двух президентов в Астане была достигнута договоренность о проведении данной выставки. Жан-Шарль Бертонэ, посол Франции в Казахстане с удовлетворением отметил установление  взаимопонимания между Парижем, Астаной и Алматы в ходе подготовительных работ подготовительных работ. Идея Саркози и Назарбаева была продолжена», 2014 год объявлен годом Казахстана во Франции, а 2015 – годом Франции в Казахстане. Какие новые проекты готовятся на предстоящие два года вкушения удовольствия и очарований?

Фотограф: Юлия Дармодехина

Искусство ради  удовольствия, красоты, роскоши

Время меняло нравы и вкусы французов, французы и сами меняли вкус, нравы и моду, создавая праздник

На мой вопрос «Каковы были основные критерии отбора произведений для выставки?» Филипп Костаманья, куратор выставки и автор примечательного подбора экспозиции ответил кратко: «Le goût, les idées, la création des Français» — Вкус, идеи и креативность французов.

Выставка вызовет гамму эмоций. И у тех, кто с детства имеет потребность рассматривать каталоги художественных галерей и ходить в музеи. Впечатлит она и тех, кто заглянул сюда из любопытства – услышав новость информационных агентств, увидев билборды на проспектах города. Понравится и тем, кто каждый месяц выезжает в Европу и, может быть, время от времени заглядывает в музеи (даже если и в рамках экскурсии во время бизнес-тура).

Меня впечатлила «прогулка» одного молодого бизнесмена, следовавшего от полотна к полотну: он рассматривал их, не прекращая говорить по телефону о встречах. Тем не менее, и этот любитель искусства честно обошел все залы, останавливаясь у каждого стенда – возможно, он придет еще раз, по завершении дел, для спокойного созерцания, для наслаждения….

Вспоминаются выставочные павильоны и картинные галереи разных лет – школьной поры, студенческого и более позднего времени, в зарубежных вояжах. Стоя перед знаменитыми полотнами, мне было удивительно ощущать разницу в восприятии – детские восторги, юношеское восприятие и уже созревшие (или созревающие) размышления перед шедеврами воочию, а также воспринимать энергетику и настроение именитых художников, дошедшей сквозь века до нашего времени. А теперь они находятся здесь, в родном городе, на расстоянии вытянутой руки.

Фотограф: Hélène Vinni

Для изучающих французский язык отрадой будут внушительных размеров трёхъязычные стенды с историческими справками в академичном стиле, характеристиками эпох и просто изящным слогом.

Семь эпох истории Франции

Организаторы выставки намеревались представить многие жанры искусства, все значимые временные пласты истории своей страны: период становления французской государственности, зарождение общественно значимых институтов (Королевской Академии живописи и скульптуры в 1648 году). Открывается экспозиция со времени правления первого французского короля Франциска I (François I, 1494-1547) политика которого с 1515 года была направлена на превращение Франции в абсолютную монархию. Это время характеризуется расцветом Французского Ренессанса.  Представлено также искусство времен Людовика ХIII, Людовика ХV. Эпохе Короля-Солнца посвящен специальный отдел  «Пусть начинается праздник» — своеобразная ода Людовику ХIV, создавшего Королевскую академию танца в 1661 году, Королевскую Академию музыки в 1669 и вознесший искусство, культуру французов на пьедестал.

Произведения Эпохи Просвещения, начало популяризации культуры, свободомыслие в политике, культуре — все эти явления обозначили зарождение, «предчувствие» Революции 1789 года. Позже Наполеон Бонапарт поддерживает развитие искусства на государственном уровне — литература, театр, танцы, лирическое искусство и музыка находятся в фаворе. Произведения искусства времени Промышленной революции представлены произведениями скульптуры разного художественного предназначения – от абстракции гениев до статуэток для широкой публики. Веку ХХ и эпохе современного творчества посвящены два отдела — «Современность и авангард».

Филипп Костаманья, проводя экскурсию, подчеркивал приверженность французского искусства времени и обстоятельствам: «Вот и закончилась война, настало время удовольствий, наслаждения и радостей жизни, вся Европа потянулась во Францию, в Париж». В отделе фотографий узнаются образы знаковых фигур и личностей истории, политики и искусства современной Франции: Жорж Помпиду, Валери Жискар д’Эстен, события мая 1968. Литература и кино воплощена в портретах Жана Кокто, Жана-Поля Сартра, Андрэ Мальро, Франсуазы Саган, Маргерит Дюрас, Жерара Филиппа и  Брижит Бардо.

Примечательно большое количество гобеленов и ковров в числе экспозиций. Филипп Костаманья нам объяснил, что они являются произведениями искусства, также предпочитаемыми французами и обычными для них, как и картины, мебель и все, что окружает человека.

Гобеленом в широком смысле является декоративная ткань высокой художественной ценности (тканая картина, драпировка мебельная обивка) или безворсовые ковры-картины (шпалеры) с сюжетными или пейзажными изображениями, созданными живописцами.  Они выполняются ручным способом из цветных шерстяных шелковых нитей отдельными частями, которые затем сшиваются. В специальном смысле гобелен — это изделие французской королевской мануфактуры, учрежденной в 1662 году в Париже, в квартале Гобеленов, по фамилии красильщиков, Гобеленов  (Gobelins), работавших здесь с ХV века. И апофеозом «текстильной» темы выставки является грандиозный станочный гобелен по Шарлю Лебрену и Симону Бернару де Сен-Андре «Визит Людовика ХIV на мануфактуру Гобеленов». В масштабном полотне соединилось торжественность посещения монаршей особы и проза повседневного, зачастую очень тяжелого труда текстильщиков. Роскошь и красота двора создавалась руками простых поденщиков.

Женские образы, воспетые французскими мастерами, всегда были предметом восхищения самых широких слоев публики на протяжении многих веков. Подбор гаммы портретов очень разнообразен – от дам высшего сословия, являющихся носительницами и воплощением вкуса, тонкости, воспитания тех эпох до пастушек, актрис, простых работниц и самых различных представительниц современности.

На полотне «Герцогиня Бурбонская» Жана Марьета сияет изящная, тонкая, грациозная, рафинированная, умная и осознающая свое неотразимое обаяние молодая женщина, позирующая творцу. Во взгляде переданы терпеливость, понимание того, что ее красота дарована не только ей, но и другим для любования, восхищения, поклонения, вдохновения.

«Дама за туалетом» неизвестного художника конца ХVI века — одно из произведений, открывающих выставку, и создающее атмосферу интимности, задушевности, покоя. Это и мягкое свечение, исходящее от нагого тела юной красавицы, сидящей перед зеркалом.   Это и наслаждение красотой, и удовольствие от прикосновения к украшениям…

Иное отношение ощущается в картине «Приношение Венере» Луи-Ролана Тренкеса, создавшего буколически-романтическое настроение. Здесь воспевается гимн галльской живости (Венера  с Амуром в ногах), идеалам античности, на французский манер – легкий, игривый, с  атласными тканями, с розами у выреза платьев.

Неоднозначна тонкая улыбка героини произведения Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур», дамы, роль которой в истории французского искусства трудно переоценить. У ног ее изображены атрибуты различных наук: глобус, свитки папируса, цветы, книги, а на заднем плане клавесин с открытой партитурой. Тонкая натура, хрупкая фигура, сильный дух, несгибаемая воля —  она смогла многое изменить, повлиять, создать…

Творчество почитаемого мною Пьера Огюста Ренуара, которого называют еще «художником счастья», представлено полотном «Женщина с зеркалом».  От него веет знакомой мягкостью (красок, жестов, фактуры), задушевностью, обещанием чего-то светлого…

Уникальная возможность предоставлена всем посетителям выставки – увидеть гравюры не на страницах фолиантов или исследований по специальным темам, а «вживую», воочию. Они многочисленны, в них отражены в деталях исторические моменты, церемонии королевского двора, концерты, приемы. Разглядывая их, можно ощутить почти «документальную» точность дворцовых и концертных интерьеров, дизайна парков. Серия свидетельств эпохи Промышленной революции вызвали у меня почти «текстильное» ощущение изображенных деталей. Эстампы Жюля Давида и Боннара «Мужчины, одетые по моде Второй империи 1857» передают очень «рельефно» импозантность и лоск, холеность и презентативность,  изящество и артистизм, фактурность одежды и характерность образов позапрошлого века. Они «оживляют» образы из произведений Золя, Франса, Бальзака. Ими же создана гравюра «Женщины, одетые по моде Второй империи 1857». То же самое, почти «3-D» или «мануфактурное» восприятие качества ткани и мастерства портних. Изображены дамы  – матроны и молодые модницы —  в блеске своей неотразимости, noblesse oblige (положение обязывает), статус, эпоха…

Современно и своевременно представлены Парижским Музыкоградом — Cité de la musique —  мелодии и песни разных эпох французской истории: от народных напевов и музыки барокко до боевых маршей и классики. Экспонируются также видеозаписи симфонического оркестра в зале Плейель, являющимся одним из самых больших залов ХХ века. Он построен специально для исполнения симфонической музыки в 1927 году в стиле ар-деко и очень почитается музыкантами.

Фотограф: Hélène Vinni

Мне было интересно наблюдать следующую сцену в одном из залов музея: зрелого возраста дама в инвалидной коляске, ее дочь и внучка (все с наушниками) пели Марсельезу. Матрона, демонстрируя свободное владение назальным произношением, с удовольствием дирижировала всем семейным хором. Такая радость приобщения к искусству вызвала самые противоречивые чувства у одной служительницы музея: да, поклонницы выражают таким непосредственным образом свое восхищение и переизбыток эмоций, что отрадно, но все же они «нарушают тишину» музейных покоев.

Осознавая чрезвычайность данной выставки, мне было очень интересно расспросить смотрительниц музея имени Кастеева, видевших выставку под другим углом зрения и впечатленных увеличившимся наплывом посетителей, об их личных впечатлениях. Побеседовав с семью сотрудницами музея, пожелавшими сохранить статус анонимности, мне захотелось опубликовать мнение тех, кто «по ту сторону рампы». «Интерес к выставке вызван у всех возрастных слоев населения алматинской публики: приходят семьями, иногда все три поколения, студенты, служащие, пенсионеры. Очень много посетителей с маленькими детьми, удивительно также (или, как раз, очень объяснимо) заметное количество беременных женщин». Одна сотрудница музея была удовлетворена тем фактом, что подростки обсуждают (спорят, доказывают, открывают) увиденное прямо перед картинами, пытаются понять только что увиденное. «Да, разные мнения, позиции, как впрочем, культурный опыт и подготовленность».

Особым удовольствием для меня были беседы с двумя служительницами музея, уже провожавших любителей искусства, полностью просмотревших все экспонаты. У них были удивительно просветленные лица, т.к. им передавались потоки новых ощущений, флюиды новых впечатлений и, возможно, переосмыслений. Радость, наполненность новым содержанием чувствовали они в прощавшихся с музеем ценителях искусства, любопытствующих  и новоявленных неофитах.

Очень ценными и наглядными показались мне воспоминания одной сотрудницы алматинского музея, которая была впечатлена стилем работы специалистов французских музеев, сопровождавших коллекцию из Франции в Азербайджан, и после – в Алматы: «Они очень собраны, со своими особыми правилами. Все сотрудники работали без графика, без отдыха, осознавая всю уникальность акции. Они с пиететом и гордостью вынимали картины, гобелены и другие экспонаты из коробов и ящиков». Так кратко, точно и «в яблочко» могли назвать отношение французов к своей культуре лишь те, кто наблюдал в непосредственной близости труд музейных работников Франции, обеспечивших работу данной выставки. Это еще раз к вопросу о гордости французов за культурное наследие  веков… Насладиться им можно будет до 8 августа включительно.

 Айгуль Жилкишина

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментария к записи “Искусство жить или «Удовольствие Франции»”

  1. Almas:

    Какая прекрасная статья! Такое ощущение, что сам побывал на этой выставке. Очень всё подробно и доступно описано, особенно для людей, не имеющих к искусству никакого отношения. Magnifique!

  2. Светлана:

    Как будто на выставке побывала! Айгуль Жилкишина с такой непередаваемой теплотой и нежностью воссоздала атмосферу красоты и уникальности происходящего! Огромное спасибо! Творите,Айгуль!!! Читатели ждут!!!!!


Добавить комментарий