Очевидцы невероятного — Рашид Нурекеев и Александр Угай

Очевидное  невероятное

21. 11. 2012, в 18.30 состоится открытие выставки работ Рашида Нурекеева и Александра Угай «Очевидное – Невероятное».

Стало очевидным, что искусство перешло в разряд товарных ценностей из ценностей просвещенческих. Мы перестали вслед за передачей «Очевидное-Невероятное» хором цитировать: «О сколько нам открытий чудных приносит Просвещенья дух…». Но каждый мыслящий человек после каждого невероятного случая начинает своё расследование/исследование ситуации. Художники Рашид Нурекеев и Александр Угай ничего не продают, они исследуют и расследуют.

Нурекеев в Сериях расследует факты ежедневной казахстанской жизни, в последнее время особенно захватывающе невероятные. Его серийное расследование напоминает зарисовки криминалиста, отражающие ход мыслей и их ассоциативную связь. Он не ссылается на философские выкладки и культурологические контексты, он транслирует поток сознания в русле актуальной ситуации здесь и сейчас. В этом потоке образы героев/антигероев нашего казахстанского времени: Нуркадилова, Жовтиса, Атабаева, Алиева, Рахмонова и других, чередуются со старыми и новыми архетипами казахского образа жизни: Байтереком, автомашинами, самолётами, вентилями, пистолетами, овцами, верблюдами и прочая. Он объективно фиксирует фактаж и вещественные доказательства – все предметы, попадающие в поле его расследования становятся очевидцами актуальных происшествий. А выводы, витающие в подтексте, складываются в гамлетовский вопрос художника: ради чего он вышел на декабрьскую площадь Алма-Аты 20 лет назад и пострадал, отстаивая свои патриотические идеалы? Серии выстраиваются в ассоциативном потоке вполне узнаваемом и очевидном, но достаточно парадоксальном. Художник без напряжения призывает в свидетели живописных мэтров 20-го века – от Базелица до Раушенберга, озвучивая показания на казахском языке, вводя его в поле живописного текста.
Угай исследует «Новую сложность» предметную и ситуационную, которую мы не в состоянии адекватно воспринять. Его визуальный ряд не так прост и очевиден, как кажется. Физические задачи демонстрируют кажущуюся простоту формы, которая при вдумчивом осмыслении оборачивается концептуальной сложностью содержания. Зрителю предлагается представить и осмыслить странные ситуации, где жители Венеры измеряют длину своих суток, садовник поливающий газон из шланга чувствует действие реактивной силы, а весы «чувствуют» улетевшую муху… Тексты задач, цитируемые художником по учебнику 60х годов, авторства советского физика, лауреата Нобелевской Премии — Петра Капицы, в нашем контексте перестают быть изощрёнными головоломками для всесторонне развитых вундеркиндов, и становятся отражёнными образами ежедневного бытия.

Дом культуры предстаёт оболочкой-вместилищем для концептуальной саунд-инсталляции. Звучит запись советского философа-марксиста Михаила Лифшица, время от времени перекрываемого звуками приготовления жареной картошки. Апологетика вульгарно-советского подхода к искусству, которое «принадлежит народу», критикуется не только речью Лифшица, но и кондовостью исполнения объекта. Подвергавшийся жёсткой критике как со стороны модернистов, так и со стороны вульгарных марксистов апологет марксистской идеологии, тем не менее сегодня звучит с новой актуальностью, он предупреждает: «Там, где истина, нравственность, искусство — простые средства, лишённые самостоятельного объективного значения, где классовая борьба низводится до вульгарной теории насилия, нет больше никаких моральных препятствий для культа сильной власти».

В целом выставка «Очевидное-Невероятное» наводит на неутешительные выводы, но предоставляет нам почти забытую возможность ощутить интонацию высокой трагедии времени, очевидцами которого мы все являемся.

Юлия Сорокина

Адрес: ул. Желтоксан, 137. ДХВ.
Дискуссия: 23. 11. 2012. в 18.30.
Тел: 267-40-22, 267-40-17 факс.
Е-mail. direct_ @mail.ru

«Incredible, but True» Exhibition: 21. 11. 2012. at 18.30.

It became apparent that the art has been transferred from the Enlightenment values to the category of commodity values. We stopped to quote the slogan of a TV programme «Incredible, but True»: «Oh how many wonderful discoveries bring us the spirit of the Enlightenment …». But every thinking person after every incredible event starts his own investigation. Artists — Rashid Nurekeev and Alexander Ugay do not sell anything, they are exploring and investigating.

Nurekeev in his Series is investigating the facts of daily life in Kazakhstan, recently regarded as especially exciting and incredible. He provides serial investigation sketches like a criminalist, who reflecting his own way of thinking and associations. He does not refer to any philosophical exposition and cultural contexts, he demonstrates the stream of consciousness in line with the current situation here and now. In this stream one can see images of heroes / anti-heroes of nowadays in Kazakhstan: Nurkadilov, Zhovtis, Atabayev, Aliyev, Rakhmonov and others in comparison with old and new archetypes of Kazakh life: Baiterek, cars, planes, gates, guns, sheep, camels and so on. He objectively captures faktazh and exhibits — all items that fall within his investigation and become witness of the actual incident. The conclusions, hovering between the lines add up to the artist’s Hamlet’s question: for what reason he came to the December square of Almaty 20 years ago and suffered, defending his patriotic ideals? Series line up in the associative flow quite recognizable and obvious, but quite paradoxical. The artist calls without stress to witness painting maitres of the 20th century — from Baselitz to Rauschenberg, voicing the testimony in the Kazakh language, including it into the painting text.

Ugay explores the «New Complexity» both subjectional and situational, which we are unable to adequately perceive. His visual images are not as simple and obvious as it seems. Physical Tasks demonstrate the apparent simplicity of the form, which in turns incredibly thoughtful in understanding of the conceptual complexity of the content. The viewer is invited to imagine and reflect on the strange situation where the Venusians measure the length of their days, the gardener watering the lawn with a feeling of the effect of reactive power and the scale «feel» a fly flown away… Texts of the tasks are cited by the artist from the book published in 60-s by Soviet physician, Noble Laureate — Peter Kapitza; in our context, they are no longer refined to develop puzzle geeks, but looks like reflected images of daily life.

House of Culture appears shell-house for the conceptual sound installation. Sound representing the record of Soviet Marxist philosopher Michael Lifshitz occasionally overlaps with sounds of cooking fries. Vulgar apologetics of the Soviet approach to art that «belongs to the people», criticized not only by Lifshitz speech, but also by old-fashioned execution object. Severely criticized by both sides — modernists and vulgar Marxists, Lifshitz yet today sounds quite actual; he warned: «Where the truth, morality, art – are simple means not independent objective values, where the class struggle is reduced to the vulgar theory of violence, there is no longer any obstacles to the moral authority for the cult of the strong power. »

In general, the Exhibition «Incredible, but True» leads to sad conclusions, but provides us with the opportunity to experience almost forgotten tone of high tragedy of time, which we all may witness.

Yuliya Sorokina

Address: Almaty. Zheltoksan str, 137. Central exhibition hall.
Artist talk: 23. 11. 2012. at 18.30.
Tеl: 267-40-22, 267-40-17.
Е-mail. direct_ @mail.ru

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий