Главный Бог Ее ЖИЗНИ!

2

Печальная весть. На 84 году жизни ушла из жизни звезда казахстанского искусства, народный художник РК, Гульфайрус Мансуровна Исмаилова.

Она была и остается национальным достоянием и гордостью нашей Родины.

И, лично для меня, с просмотров репродукций именно ее картин в самом сердце детства, формировалось это понятие.

Эта красивейшая женщина, актриса и народный художник РК, с невероятной сказочной судьбой, наполненной загадками ее личной биографии неразрывно переплетенной с драматичной историей родной земли, которые раскрылись только под конец ее яркой жизни, такой насыщенной и переполненной, безусловно родилась под счастливыми звездами.

Именно про такого масштаба личностей и говорят – она отразила целую эпоху и воплотила собою образ советской женщины-казашки, ставшей первой профессиональной художницей и деятелем искусств , наряду с Бибигуль Тулегеновой и Айшой Галимбаевой.

Невозможно обойти стороной ее замечательные кинороли в фильмах, ставших классикой советского и казахского кинематографа, запечатлевшие ее юной, таких как: Тыгрена в «Алитет уходит в горы» (1949), молодой в роли Ботагоз в фильме «Ботагоз» (1957) и уже зрелым мастером в роли Аягоз в «Кыз-Жибек» (1971), благодаря таким прославленным режиссерам как Марк Донской, Ефим Арон и Султан Ходжиков.

Когда впервые, еще ребенком я слышала из ее уст такие слова, как сиена жженая или умбра натуральная или ультрамарин, то мне казалось, что со мной говорит какой то маг или алхимик в виде моей тети, так вкусно и заражающе она рассказывала о происхождении и минеральном составе каждой из красок, а когда она говорила о любимых художниках – Рубенсе, Эль Греко, Веласкесе, Ренуаре, Врубеле , то она говорила как будто не о простых смертных, а о великих Богах.

В своем творчестве она была необычайно искренняя, и в то же время, глубоко профессиональна. Ведь она, унаследовала из рук в руки традиции русской живописи, в 1949 г. окончив Алматинское художественное училище, где ее учителем был A.M.Черкасский, а в 1956 г. — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, где ее любимейшим учителем был Михаил Павлович Бобышев, который был близок творческому объединению «мироискуссников».

Мастерски владея реалистической школой, она в свой неповторимый почерк внесла мощный оттенок экспрессии, используя лучшие приемы от своих божественных учителей, писала широко и пастозно, используя богатейшую цветовую палитру, подобную россыпи драгоценных камней- самоцветов.
За хрупким обликом казахской красавицы с огромными, всегда как будто удивленными глазами (будто бог их сделал такими большими, чтобы она увидела как можно больше «света» и «цвета») скрывался сильный характер, огромное упорство и удивительное трудолюбие.

И что бы она ни делала, и за чтобы она не бралась, все получалось безукоризненно, артистично и высокопрофессионально. Вспоминается знаменитый цикл портретов своих современников и легендарных предшественников, героев своей страны, среди которых портреты писателя Мухтар Ауэзов(1969), «Портрет Куляш Байсеитовой» (1962), «Портрет А.Кастеева» (1967), поэта Олжаса Сулейменова, певицы и подруги Бибигуль Тулегеновой, и др.

В начале 1970-х она стала главным художником Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая. Это было еще раз впервые, чтобы женщина бралась за такую физически тяжелую и ответственнейшую работу. Среди театральных постановок, оформленных Гульфайрус Исмаиловой, после пятнадцати лет работы в театре, зрителю запомнились спектакли «Биржан и Сара» М. Тулебаева, «Трагедия поэта» Г. Мусрепова, «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер-Таргын» Е. Брусиловского, «Жумбак-кыз» С. Мухамеджанова, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. Все это – этапы в жизни казахского Театра оперы и балета и, конечно же, вехи в истории казахской культуры.

Именно там она впитала в себя любовь к классической оперной музыке. Ее любимыми композитарами были Джузппе Верди, Петр Ильич Чайковский, Еркегали Рахмадиевч Рахмадиев и Евгеий Григорьевич Брусиловский.

Несколько лет она возглавляла в Доме Дружбы комитет по защите мира вместе с композитором Газизой Ахметовной Жубановой и была послом Мира, общаясь с великими художниками и писателями со всех сторон света, приезжавшими в Казахстан. И в тоже время умела говорить и с простыми людьми.

И самым главном Богом было ее жизни было ее величество Искусство, которому она беззаветно служила, отдав ему лучшие годы своей жизни, силы и здоровье.

Она-то знала, что никакого компромисса быть не может.

Но как ей удавалось самой, при этом, быть преданной женой великого художника и матерью достойного сына Вадима Евгеньевича Сидоркина — продолжателя традиций?

Вместе с супругом, художником Евгением Матвеевичем Сидоркиным они составляли красивейшую интернациональную художественную пару знаменитую на весь Союз! Их творческий дуэт соединил и взаимно обогатил две культуры – казахскую и русскую.

Верность и память о нем она бережно пронесла через всю свою жизнь.

На мой вопрос: «Вы влияли друг на друга?» она отвечала – «Конечно. Ведь над многими вещами вместе работали. Поэтому я и говорю нашим почитателям и журналистам — держите нас вместе!»

Сейчас когда переориентированы все ценности, творчество Гульфайрус Мансуровны остается любимым многими людьми и несколькими поколениями, потому что в нем было так много света, тепла и радости и потому что оно рассказывало о судьбе ее народа.

Это правда,что такие личности рождается раз в сто лет на стыке переломных эпох.

И никогда не забуду ее волшебного тембра, бархатный голосок так много раз, утешавший меня по телефону в наших доверительных беседах, ее очаровательный смех и ее удивительные глаза.

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий