Гэнгэтт на Марне или летний отдых по-французски

4

13 июля в отеле InterContinental в Алматы Генеральное Консульство организовало яркое празднество по случаю Национального праздника Франции, темой которого в этом году стал «Дух Гэнгэтт на берегах Марны и эпоха импрессионистов».

«В течение трех лет мы попытались представить некоторые прелести Франции, ее культуры, — подвел итог своей миссии в Алматы Генеральный консул Гийом Наржолэ, срок которой заканчивается нынешним летом — дать возможность почувствовать казахстанской публике вкус Франции, позволив ей постигнуть то, что придает шарм нашей стране». Начиная с 2010 года, в Алматы была с блеском проведена череда мероприятий, представивших галльскую культуру во всем ее многообразии, и то, что именуется «искусство жить по-французски». Жители города и гости южной столицы познакомились ближе с некоторыми регионами Гексагона (Иль де Франс, Бургундия, Бордо, Альпы, Лазурный берег), погружаясь в культурную среду Франции.

14 июля празднуют как в городах Франции, так и в провинции со значением — с танцами, музыкой, застольем. В Париже на Елисейских полях проходит дефиле военных сил Республики. Будучи историком, Гийом Наржолэ упомянул на пресс-конференции накануне о подоплеке Национального праздника: с исторической точки зрения 14 июля, возможно, является не самым лучшим моментом истории Великой Французской Революции для того, чтобы быть отмеченным в особом порядке. Но так сложилось, что день взятия Бастилии, оплота абсолютизма, отмечается как важный момент для судьбы Французской Республики, как символ ценностей  — Свободы, Равенства и Братства.

Темой нынешнего Национального праздника стала особенная завораживающая атмосфера популярных в народе ресторанчиков, гэнгэтт (guinguette), появившихся сначала в окрестностях Парижа, а позже вдоль берегов Марны, протекающей в окрестностях столицы. Эти места отдыха были излюбленным местом для пленэра импрессионистов, позже и фотографов, представителей богемы, интеллигенции и простых обывателей.

«Завтрак гребцов», картина, принадлежащая перу Ренуара, была избрана эмблемой празднеств этого года. Пьер Огюст Ренуар был учеником известного художника Шарля Глейра, в студии которого он познакомился со своими будущими друзьями Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Когорта часто выезжала в лес Фонтенбло, Шату, Асньер, где им вольготно рисовалось под открытым небом. Впоследствии работа на пленэре стала отличительным знаком импрессионистов, у истоков которого была вся названная четверка. Впервые Огюст Ренуар получил признание в 1864 году, когда одна из его картин, прошедшая жесткий отбор, была презентована на выставке в Салоне, ежегодной государственной выставке по живописи. В 1874 году Ренуар и его друзья устроили выставку своих полотен в Салоне, получившие крайне недоброжелательный прием критиков. Ироничный отзыв о произведении Моне «Впечатление от восходящего солнца» («impression» — впечатление) дало название новому направлению в живописи – импрессионизм. Но полотно Ренуара «Ложа» получила благожелательные отзывы (и была продана в 1875 году за скромную сумму в 475 франков). Однако не только враждебная критика не благоприятствовала творчеству артистов, но и общее экономическое положение после франко-прусской войны. Для решения своих финансовых вопросов Ренуар стал писать портреты – единственный жанр, спрос на который не падает никогда. И в 1876 году, на второй выставке импрессионистов, было выставлено 15 полотен Огюста Ренуара, 12 из которых были портретами.

Картины, изображавшие отдыхающих за городом, позволяли импрессионистам совмещать интерес к сценам современной жизни с работой на пленэре. Ренуар и его друг Моне еще в 1869 году писали сцены из отдыха, застолья в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе, сидя рядом на берегу «Лягушатника» в Буживале, недалеко от Шату (где был написан «Завтрак гребцов», 1880-1881). Именно здесь они создавали картины, впоследствии послужившие основой импрессионизма. В последующие периоды сцены отдыха на реке продолжали вдохновлять Ренуара.

Многие пригородные места отдыха стали легко доступными для жителей Парижа с развитием сети железных дорог к середине ХIХ века. В разных городках вдоль Сены, Марны предоставлялись различные виды отдыха на воде. Аржентëй, где поселился в 1873 году Клод Моне, стал со временем яхт-клубом. Любители гребли собирались в Шату и Асньере, поэтому лодки с гребцами встречаются на картинах Огюста Ренуара и Гюстава Кайботта, но одни и те же сцены они писали в разной манере. Полотна Ренуара передают негу и томность отдыхающих парижан, в атмосфере идиллии и непринужденности, тогда как Кайботт  передавал физическую сторону усилий и движений отдыхающих. Самого Кайботта, яхтсмена и отменного гребца, можно увидеть на картине «Завтрак гребцов» в правом углу картины, в майке и в шляпе-канотье. Напротив него изображена Алина Шариго с терьером, супруга художника. Одним из величайших талантов Ренуара было его умение скрыть ту огромную работу, которую художник проделывал ради того, чтобы достичь эффекта необыкновенной легкости в завершенной картине. Произведение «Завтрак гребцов» вызывает ощущение непринужденности отдыхающей компании, но в действительности автор несколько месяцев выстраивал композицию, приглашая своих друзей и моделей, позировавших ему поочередно.

Огюст Ренуар оставил огромное творческое наследие – около шести тысяч картин, написанных на протяжении шестидесяти творческих лет (в среднем две работы в неделю). Он ощущал себя очень естественно в процессе рисования, как в своей стихии. «Во время работы, — утверждал он, — я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и мне остается лишь отдаться их воле». Радость, которую Ренуар испытывал во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни, и это отражалось в настроении его произведений. Мастер предпочитал обычную жизнь с простыми радостями героическим или трагическим сюжетам. Ренуар любил писать людей, которые веселятся, танцуют, пьют, как и пейзажи, цветы, детей, красивых чувственных женщин. Его называли художником счастья. Свое отношение к живописи он выразил следующими словами: «Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной. На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами».

Сцены многих произведений импрессионистов разворачивались в небольших питейных заведениях в окрестностях Парижа, гэнгэтт. Они олицетворяют собой настрой, когда в душе царит праздник, и этим чувством хочется поделиться с окружающими. И эти радостные ощущения гармонируют с атмосферой легкости, отдыха в кругу семьи и близких друзей. Именно такое легкое настроение удалось создать субботним вечером в алматинском отеле устроителям праздника. Звуки популярных французских мелодий струились из-под пальцев аккордеониста, джаз-банд взрывался фонтанами тремоло и каскадами звуков, официанты с разносами демонстрировали чудеса эквилибра, снуя среди гостей, почитателей культуры Франции. Девушки и юноши в ярких костюмах и в канотье добавляли нотки тех народных гуляний, дух которых перенесся из предместий на Марне в Алматы.

Фейерверки во внутреннем дворике InterContinentalнапомнили гостям праздника о торжественности мероприятия и немного о бенгальских огнях, правда, очень большого размера. Зрелище было десертом после десерта этого яркого праздника с музыкой, танцами, весельем, застольем и общением.

Празднование 14 июля закончилось, но продолжается перекрестный год культуры Казахстана и Франции. На сентябрь запланированы концерты национального оркестра города Лилль в Алматы и Астане, в дальнейшем предусмотрено проведение выставки предметов быта наполеоновской эпохи в Алматы.  В ожидании новых встреч с артистами из Франции и с пожеланиями всем чудесного летнего отдыха!

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий