Энергия ЛЭНД-АРТА

Битва за квадрат

В то время как общество жадно смакует промахи отдельных чиновников и минусы ожидаемой пенсионной реформы, арт-сообщество Казахстана занято актуализацией сложных вопросов современности через призму художественных форм и образов. Работы отдельных авторов получают признание на Западе, обозначая тем самым нашу страну на глобусе современного искусства. На наши вопросы отвечает один из ярких участников арт-группы «Кызыл-Трактор», известный художник Саид Атабеков.

В арт-сообществе вас и арт-группу «Кызыл-Трактор» наряду с Алмагуль Менлибаевой и Ербосыном Мельдибековым считают основоположниками того стиля и языка, который сейчас четко ассоциируется у западного зрителя с казахстанским искусством. В процессе работы вас интересует только искусство или же все-таки накладывается некое давление ответственности за «бренд страны»?

В первую очередь, для нашей группы важно искусство в чистом виде. В таком контексте художник не может задумываться еще и о бренде страны или каких-то маркетинговых категориях. Возможно, я и провинциальный художник, но для меня гораздо важнее найти художественный язык и универсальную читаемую форму. И, безусловно, для меня важно, чтобы иностранному зрителю было ясно, что данная работа представляет Казахстан и Среднюю Азию.

А каким в вашем понимании должно быть искусство из Средней Азии и Казахстана?

Таким, чтобы пахло конским потом, чтобы был слышен топот конских копыт, наконец, чтобы каждый зритель смог почувствовать дыхание и величие бескрайней степи.

Перформансы арт-группы «Кызыл-Трактор» отсылают нас к древности, носят часто архаичный характер, вы используете в своем творчестве образы шаманов, дервишей, демонстрируете древние ритуалы. Вы не считаете, что создаете несколько «дикий» образ Казахстана?

Шаманство — это абсолютно не дикий образ, это то, что у меня внутри и, соответственно, то, что находит выход через призму современного искусства. Дикость — это когда недвижимость в Казахстане стоит, как в развитых странах. Разве нормально, когда мы критикуем западное общество, но при этом покупаем там дома, ездим к ним учиться, лечиться и отдыхать, используем их бывшие в употреблении автомобили, пользуемся их технологиями и стараемся быть похожими на них? Вот что по-настоящему дико, а демонстрируя шаманские ритуалы, мы просим помощи у духов, чтобы они защитили нас от пороков, чтобы мы не потеряли собственную идентичность и были счастливы на своей земле.

Вы широко известны за рубежом, ваши работы неизменно выставляются на Венецианской бьеннале. Вы ведь согласны, что успеха на мировом арт-рынке добиваются не только благодаря художественному таланту, определенный вклад вносят также пиар и личные знакомства? Если да, то каково соотношение этих составляющих в вашем рецепте успеха?

Да, действительно, пиар в последнее время приобретает все большее значение в мире искусства, но я не могу сказать, какой процентный вклад у каждой составляющей. Я много работаю, чтобы создавать свои работы. Ведь есть кураторы, которых интересует в первую очередь именно содержание. И с ними нельзя решить вопросы по телефонному звонку или посредством рекомендации. Знаю одно: надо много работать, чтобы попасть на Венецианскую бьеннале  В то же время я не хочу сказать, что добился этого просто потому, что талантлив. Для меня талант — это всегда какая-то недостижимая точка на расстоянии тысяч километров, я подхожу к ней, а она опять удаляется.

В своих интервью вы не жалуете уровень нашей отечественной культуры. Что бы вы сделали, если бы в нашей стране учредили министерство искусств и вам предложили его возглавить?

Я понял одно: жаловаться на уровень культуры бесполезно, полезно — творить, а непонимание искусства, которое сейчас наблюдается, пройдет со временем. Ну, а если бы я стал министром искусств, в первую очередь поменял бы программу обучения в художественных учебных заведениях. Необходимо создавать платформу для искусства и условия для студентов и художников. И еще обязательно занялся бы развитием в стране ленд-арта, превратил бы степь и энергию местного ландшафта в огромную галерею под открытым небом.

Беседовал Мансур Смагамбетов

Деловой еженедельник “Бизнес и Власть”, №17(449), 24 мая

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий