Эдуард Табишев: «Мне все время хотелось защищать беспризорных ребят»

Tabishev

Наш известный актер, режиссер, продюсер Эдуард Табишев в настоящее время снимается в новом фильме «Такова эта штука жизнь» Жорабека Мусабаева и Махмуда Туйчиева. Помимо съемок, продюсерско-режиссерской работы, ему удается создавать множество серьезных программ для развития отечественного кинематографа и культуры в целом. Брутальная внешность (вспомните только образ Сакуры в «Шизе»), развитый интеллект, огромная ответственность, открытость, искренность, глубина мысли, страсть к постоянной и полезной деятельности — вот только некоторые черты этой яркой и любопытной личности. Его герои разные, сам он цельный, вдумчивый и всецело преданный киноискусству. Об этом наша беседа.

— Эдуард, с чего строится судьба, как она может привести в мир кино, например?

— Я родился в Актау, тогда это был город Шевченко, и так сложилось, что с детства чем только не занимался, учась в спортивной школе по футболу. В этой школе, поддерживаемой тогда государством, мы, помимо футбола, играли в шахматы, занимались плаванием, бальными танцами и самодеятельностью. Мы приходили туда и до позднего вечера были заняты. Наверное, этот фактор и то, что мама работала во дворце культуры – она занималась кинопрокатом — повлияло на мое развитие. Папа мне всегда говорил: «Ну, артист, артист!» А я хотел стать адвокатом, потому что мне все время хотелось защищать беспризорных ребят, которым приходилось воровать на улицах. Вот такая юношеская была мечта. И, окончив школу, я все-таки поступил на юридический, но стал делать свои первые шаги в кино. В 1997 году сам поехал на «Казахфильм», предложил себя в качестве актера, а на тот период кино вообще не снималось. Всего два — три фильма. Это были «Тот, кто нежнее» Абая Карпыкова и «Молитва Лейлы» Сатыбалды Нарымбетова. Сатыбалды считаю своим первым учителем в кинематорафе.
Окончив юридический институт в 2001 году, я сыграл эпизодические роли в фильмах, бегал по массовкам, и в то же время работал в логистической компании. Но увлечение кино превратилось в желание узнать, что такое киноиндустрия. В том же году я поступаю на заочное отделение в нефтяной институт, а в 2002 году меня утверждают на фильм «Шиза», который полностью меняет мое судьбу. В 2003 году фильм был снят и после этого я поступаю в магистратуру Академии искусств Жургенева на режиссерский факультет. Выбор этой специальности был осознанный, потому, что я понял — актерская профессия очень зависимая: снялся в одном образе и в том же амплуа можешь оставаться всю жизнь. А мне хочется развиваться всегда. К моменту окончания двух этих вузов у меня уже было много образов, эпизодов, главных ролей. Это «Ночной блюз», «Экспресс», «Единственная», «Меч Махамбета», сериалы. Как режиссер и продюсер я снял несколько учебных фильмов, кино для домашнего просмотра «Книга судьбы». Но это все-таки был период учебы и становления. В 2006 году в результате конкурсного отбора по государственной программе «Болашак» я с группой других ребят был направлен во ВГИК. Хотел опять поступить на режиссуру. Но по всем моим параметрам руководство «Казахфильма» рекомендовало учиться на продюсера. И сейчас я очень благодарен «Казахфильму», его руководителям Сергею Азимову и Ермеку Аманшаеву, государству, потому что на продюсерском отделении ВГИКа нас обучали практически всем профессиям, которые есть в киноиндустрии, поскольку продюсер должен разбираться во всех тонкостях съемочного процесса, видеть все экономические задачи, уметь планировать все этапы производства. Эта учеба далась мне с легкостью, потому что было интересно и потому, что я всегда мечтал об этом. Но это была еще и большая ответственность перед государством, которое вложило в мое обучение деньги. Уехав учиться в другую страну, мы не должны были там остаться, а вложить полученные знания в развитие культуры Казахстана. И вот сегодня я занимаюсь реализацией своего проекта по региональному развитию детского творчества по всем направлениям, но одним из ключевых, конечно же, является кинематограф, детское кино.

— Что повлияло на выбор и формирование этого проекта?

— На одном из российских кинофестивалей я познакомился с Борисом Грачевским, «родителем» «Ералаша» и эта встреча навела на мысль сделать у нас, в Казахстане, подобный проект для детей. Его название «Еркелаш», избалованный такой лашик. Уже отснято 10 комедийных серий, съемки прошли в моем родном городе Актау. Скоро предстоит защищать этот проект перед чиновниками, от решения которых будет зависеть его дальнейшая судьба. Хочется, чтобы нас услышали, потому работа с детьми – это основа педагогики, чего, мне кажется, сегодня не хватает. У детей испорченное восприятие действительности. Из-за занятости родителей, школьной программы, лишенной литературы, отсутствия единой государственной программы интеллектуального, духовного развития подрастающего поколения, дети остаются предоставленными самим себе и, самое страшное, пошлым телеканалам и интернету, где нет никаких нравственных ориентиров. Раньше, при советском времени, были моральные устои, была такая политика, когда детей занимали многочисленные клубы, кружки, спортивные и музыкальные школы, дворцы культуры, когда в школе были ежедневными уроки литературы: все это не только отвлекало от безделья, но развивало нравственно. Потому моя цель — это, прежде всего, работа с детьми, создание новых творческих кружков, клубов по всем районным центрам страны, организация мастер-классов с привлечением самых лучших педагогов Казахстана, России, других стран.

— Сбывается все-таки ваша мечта спасать беспризорников?

— Да-да-да! В принципе, первые шаги уже сделаны.
Моя задача – создать тандем государства и творческих идейных людей для развития отечественной культуры. Вот наши молодые спортсмены показали себя на Олимпиаде, и я хочу, чтобы в искусстве тоже были такие ребята! Чтобы это был пример для личного роста каждого ребенка, подростка, пример для самовоспитания, обретения внутренней культуры. Повторюсь, что педагогика и культура – основа всего.

— А что касается кинематографа Казахстана, что, на ваш взгляд изменилось в нем за последние годы, в лучшую ли сторону?

— Ситуация меняется существенно благополучно. Во-первых, государство заинтересовано в толковых профессионалах и с этой целью отправляет многих специалистов обучаться за границу в лучшие вузы. Во-вторых, помимо «Казахфильма» появилось множество частных киностудий, пусть не всегда качественных, но главное, что процесс идет, люди заняты, и они хотят заниматься творчеством. Все равно в итоге качество победит количество. Конечно, если брать за пример Голливуд, то там развитие кинематографа началось еще в 30-е годы и никогда не останавливалось. А казахстанское кино стало нормально работать только с 2000 года. И за этот короткий промежуток было снято много достойных картин. Еще один из факторов продвижения отечественного кино – это прокат. Я сам занимаюсь этим. К примеру, в 2010 году для «Казахфильма» был сделан большой проект по прокату. «Казахфильм» определил репертуар, со мной вместе работали Ильяс Ахмет, Дарья Белкина (сегодня кинопрокат развивает Айдархан Адильбаев). Мы нашли личные контакты директоров всех кинотеатров страны, созвонились с ними, и я сам за 38 дней объездил весь Казахстан, чтобы заключить договора о кинопрокате. Пришлось, конечно, где-то ломать эфирные сетки, забитые американскими и российскими лентами. Этому немало способствовали показы рекламных роликов наших фильмов, таких как: «Нереальная любовь», «Ирония любви», «Кара майор», «Рывок» и других. Руководителям кинотеатров они понравились, а самое приятное, что они пришлись по душе зрителям. Нам стали говорить: «Снимайте больше отечественных фильмов! Народ пошел!»

— Но казахстанских фильмов на экранах все-таки мало. Может, не хватает пиара, средств?

— Да нет, деньги есть и пиар есть! Производственный момент очень долгий — вот его бы ускорить! Очень мало пока запускается картин, а надо минимум 50 фильмов в год, чтобы было что-то более-менее смотрибельное, на мой взгляд. Влияет и большая себестоимость проектов, но, благодаря тому, что было сделано кинопрокатом, до зрителя стали доходить наши фильмы.

— То есть мы можем вернуться к тому, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино»?

— А почему нет, если это умное кино!

— Спасибо за надежду на новое поколение!

А напоследок хотелось бы обратить внимание зрителя, еще не знакомого с отечественным кинематографом, на то, что большинство отснятых кинолент — это не только интригующая сюжетная линия и талантливая работа творческого состава, но и глубина мысли, идея, чистота, сильный чувственный фон, то есть все, чего ждешь от зрелища, дающего импульс для размышлений.

Ольга ЗОРИНА. Новое поколение

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий