Долгой жизни, «Евразия»!

Круглый стол 2

Восьмой международный кинофестиваль «Евразия» принимал гостей в Алматы с 17 по 22 сентября, в рамках которого прошли встречи, мастер-классы и заседания «круглого стола» с участием грандов мирового кинематографа, представителей именитых международных кинофестивалей, молодых актеров и режиссеров, а также просмотры фильмов, в результате которых четыре картины были награждены призами.

«Долгой жизни тебе, фестиваль!» – такими словами поприветствовал публику в заключительный день кинофорума звёздный актер Венсан Перес, открыв церемонию награждения. Приз ФИПРЕССИ (Международная федерация кинематографической прессы) присужден фильму Алексея Мизгирева «Конвой» (Россия) за хороший актерский ансамбль. Наградой НЕТПАК (Сеть по продвижению азиатского кино) была отмечена картина Дарежана Омирбаева «Студент» (Казахстан) за простое повествование сложного сюжета и тонкую прорисовку персонажей картины.

«Студент» (кадр из фильма)

«Откровения» (кадр из фильма)

Приз кинофестиваля за лучшую мужскую роль получил актер Азамат Нигманов, «Конвой». Лучшей женской ролью была признана работа французской актрисы Анаис Демустье в фильме польского режиссера Малгожаты Шумовска «Откровения» (на языке оригинала, французском, «Elles»). Два первых приза за лучшую режиссерскую работу были вручены Учкану Альперу (Турция) за картину «Будущее длится вечно» и Малгожате Шумовска за «Откровения» (Франция, Польша, Германия). Гран При в этом году по решению жюри не присуждался.

«Особое событие» 

«Жаужүрек Мың Бала»

Фильм «Жаужүрек Мың Бала» был презентован в рамках «Особое событие», каковым он может называться по полному праву. Узнаваемыми и «опознавательными» для широкой публики в мировом кинопространстве в стиле à la kazakh являются фильмы исторического плана «Кочевники» (2005), «Жаужүрек Мың Бала» (2012), знаменующие собой определенный этап в развитии кинематографа Казахстана. Картина «Кочевники» режиссеров Сергея Бодрова, Ивана Пассера и Талгата Теменова прокладывала себе путь к мировому кинопрокату и к сознанию казахстанского зрителя как конники степей закаспийских: с решимостью воинов, у которых была лишь одна цель – победа. Фильм Акана Сатаева «Жаужүрек Мың Бала» как тонкая стрела задевает эмоциональную память и оживляет видеоряд знакомых пейзажей Заилийского Алатау. Потомки аргынов, кипчаков, найманов и других народностей, носящими имя ныне «казах», взрастив новое поколение, ищут истоки произрастания корней своих. На киноплощадках зарубежных фестивалей появился новый бренд страны, где кроме нефти и степей с верблюдами ощущается биение пульса — переосмысление, реидентификация. Фильм Акана Сатаева, в отличие от «Кочевников», — не огромный несущийся табун, но иноходец, неспешно перебирающий копытами, наклонивши голову, и осознающий, как им любуются. В истории кинопроката Казахстана «Жаужүрек Мың Бала» является самым коммерчески успешным проектом и, по заявлению Ермека Аманшаева, президента VIII МКФ «Евразия», фильм выдвигается на соискание премий «Оскар» и «Золотой глобус».

«Думайте о том, как показывать фильмы в своей стране, а не по всему миру».

Другим «особым событием» фестиваля я бы назвала мероприятия, которые виртуозно провел режиссер Ермек Шинарбаев — круглый стол «Евразийское кино в зеркале международных кинофестивалей», «Молодое кино Казахстана», презентации Центра кинематографии Франции и колледжа Биеннале, предварив их словами «волшебство», «сказка», «чудеса». Сначала у меня сложилось впечатление, что так создаётся атмосфера: таинство режиссуры, приёмы синематографа. Позже я признала: мэтр выполнил своё обещание. Все молодые участники бесед и диспутов в полной мере осознали: перед ними открылись новые возможности.

Будучи в 2005 году в среде инсайдеров фестиваля, я имела возможность обозревать «обе стороны медали» и некоторые закулисные события. В году нынешнем прогресс в организации мероприятий фестиваля очевиден, информационная поддержка для представителей прессы радовала и глаз, и сердце, а отношение зарубежных участников (среди которых были и журналисты известных европейских специализированных изданий) свидетельствовало об уровне подготовки кинособытия, и о радении. К делу. К кино. К себе.

Итак, ближе к столу, круглому. Приятно было осознавать, как искренне и не для протокола благодарили представители различных кинофестивалей – Каннского, Бусанского, Венецианского, Таллиннского, Австралийского, Берлинского — за приглашение на «Евразию». Гульнара Абикеева, арт-директор VIII МКФ «Евразия», вспоминая первый праздник кино, фестиваль 1998 года, состоявшийся благодаря поддержке российских кинематографистов, и второй, 2005 года, организованный силами казахстанских кинодеятелей, подвела промежуточный баланс. За период с 2009 по 2012 казахстанские фильмы стали более популярны в своей стране, на внутреннем рынке. Киноиндустрия Казахстана смогла нарастить объемы производства, достигнув производства 20 фильмов в год, семь лет назад создавалось 4-5 фильмов в год. Однако потенциал роста налицо: в России производится нынче 80-100 фильмов в год, во Франции – 260. Казахстанское кино становится все больше региональным – одним из центров кинопроизводства стал город Шымкент. Киновед с удовлетворением констатировала: 16 казахстанских кинокартин были отобраны в нынешнем году на фестиваль (в разных категориях), среди которых «Виртуальная любовь» Амира Каракулова, «Книга легенд: Таинственный лес» (первый казахстанский фантастический фильм-сказка), «Жаужүрек Мың Бала» Акана Сатаева, «Студент» Дарежана Омирбаева. И еще один факт: продвигать фильмы на «Евразии» и других фестивалях азиатского региона становится легче, чем в индивидуальном порядке. Госпожа Абикеева подспудно благословляла молодых гениев кино: Творите, молодые! Время недосказанности заканчивается, определенная инфраструктура для кинопроизводства создана (кроме «Казахфильма» увеличивается число частных киностудий), обретается опыт, продюсеры становятся логической цепью в создании фильмов, определяется ниша Казахстана в международном кинопространстве. И нашему творчеству рады за пределами наших 2,7 млн. квадратных километров благодаря «особой энергетике» казахстанского кино, новому взгляду молодых режиссеров.

И ещё немного статистики: в Казахстане 7 дистрибьюторских компаний, одной их крупнейших среди них является компания Бауржана Шукенова. В кинотеатре «Арман» в Алматы проводятся показы артхаусного кино и специализированных фильмов, таких как, Фестиваль французского кино, мировое оперное искусство. Последние два года организовываются показы артхаусных фильмов («Шал» Ермека Турсунова, «Студент Дарежана Омирбаева») для широкой публики. Отрадной является и следующая тенденция: если ранее казахстанские фильмы составляли 0,5% от всего проката фильмов по стране, то в 2011 году они составили 7%, на 2013 год прогнозируется 11 %. Для сравнения: во Франции отечественные фильмы составляют 43% проката, преодолевая «натиск» продукции Голливуда. Одним из показателей успешности фильма является статистика посещения кинозалов, но в Казахстане учет пока почти не ведется.

«Кинематограф Центральной Азии сочетает в себе шаманизм, реализм и мистицизм», — отметил Ли Янг-Хван, президент фестиваля Бусан (Южная Корея), называемого также «Каннами Азии». Для чего нужны региональные, национальные или «профильные» фильмы? «Они помогают нам быть узнаваемыми и известными в мире». Бусанский фестиваль, в частности, породил интерес к казахстанскому кино, к истории страны: первым фильмом, показанным на фестивале, был «Подарок Сталину» Рустема Абдрашева, тронувший сердца семитысячной аудитории фестиваля. Там же зрители познакомились с киноработами Майрам Юсуповой и Ермека Шинарбаева. На открывшемся 4 октября 17-ом фестивале будут демонстрироваться фильмы Дарежана Омирбаева «Студент» и Жанны Исабаевой «Талгат».

Самобытность кинофильмов находится также в фокусе другого кинофорума: Максин Уильямсон, арт-директор Asia Pacific Screen Awards (APSA, кинопремия региона Азии и Тихого океана), основанного в 2007 году, озвучила задачи своего фестиваля – конкурсные картины должны раскрывать оригинальность стран и народностей. Ежегодно в Австралии демонстрируются около 500 отобранных фильмов из 70 стран региона.

Нелегкую миссию удалось осуществить Латике Падгаонкар. Киновед, писатель, большой энтузиаст и многогранная личность, она организовала в свое время сеть по развитию азиатского кино и фестиваль азиатского кино «Osian’s-Cinefan»: индийский кинорынок на 95% заполнен отечественными фильмами, а из 5 %, выпадающих на долю иностранных фильмов, даже китайские и японские картины не составляют конкуренции Болливуду.

Многогранное зеркало Канн

Бенжамэн Илос (Benjamin Illos), член отборочной комиссии Каннского фестиваля и руководитель 2-х-недельных курсов для режиссеров раскрыл подробности процедуры подачи картин на конкурс. Кинокритик давно знаком с казахстанским кинематографом и рад очередной встрече в Алматы: «Такие фестивали предоставляют всегда возможность встречаться с новыми людьми». В Каннах были представлены казахстанские фильмы «Разлучница» Амира Каракулова и первая версия «Тюльпана» Сергея Дворцевого. В 2010 году на набережной Круазет Мартин Скорсезе представил фильм Ермека Шинарбаева «Месть». «Сейчас здесь происходят какие-то трансформационные процессы, и поэтому кино, которое делают в Казахстане, очень интересное», — констатировал критик из Франции.

Benjamin Illos

Характерной особенностью Каннского фестиваля является большое количество фильмов короткого метра и разнообразие конкурсных программ. Особый интерес для молодых режиссеров представляют «Неделя критики» — конкурс для дебютантов, снимающих первый и второй фильмы, а также «Особый взгляд», представляющий картины, не вошедшие в официальную программу. Все конкурсные фильмы просматриваются членами профсоюза кинокритиков Франции, что предоставляет шанс создателям тех фильмов, которые поступают на просмотр окольными путями, на случай политических несогласий с официальной точкой зрения. В заключение своего интересного выступления французский киновед ободрял и наставлял молодых режиссёров: «Попасть на Каннский кинофестиваль – это только первый шаг в начале тяжелого пути».

«Золотой глобус: 70 лет престижа», мастер-класс с таким броским названием провела не менее яркая Аида Такла О’Рейли, президент Ассоциации Голливудской иностранной прессы. Кинопремия Golden Globe является предвестником Оскара и всем картинам (американским и иностранным) обеспечиваются прокат и известность в США только после получения премии Золотого глобуса.

81 член жюри (в отличие от «Оскара», где состав жюри насчитывает 6 000 человек) являются энтузиастами своего дела: они смотрят фильмы в течение года, решают судьбы режиссеров. За 2011 год ими было проведено 450 конференций, просмотрено 500 фильмов. Именно коллеги госпожи О’Рейли «открыли» Анжелину Джоли и Брэда Питта, открыв им дверь в Голливуд. Кинокритики Золотого Глобуса готовы оказывать поддержку молодым актерам и режиссерам из Казахстана: «Вам нужно лишь снимать стоящее кино, – хороший фильм должен затронуть душу».

«Мы стремимся к многосторонности нашего кино»

Блестяще прошла презентация «Национальный центр кинематографии Франции» под руководством Магали Арман (Magalie Armand) на французском языке (с переводом на русский и английский языки), что привело меня, франкофона, в восторг. Накануне Бенжамен Илос, друг Ермека Шинарбаева (исполнявшего роль медиатора на французском, английском, русском и казахском языках) провел свое выступление также на французском языке, что было приятной неожиданностью. Неизменный английский язык, почти протокольный, уже прочно завоевал позиции в Алматы на мероприятиях интернационального уровня, но хотелось бы большего «лингвистического плюрализма».

Magalie Armand

В послевоенном 1946 году во Франции был создан Национальный центр кинематографии для обеспечения финансовой независимости кинематографистов, осуществляющий поддержку всем проявлениям аудиовизуальной культуры. Французское фискальное законодательство выстроило такую систему, при которой бюджет Центра складывается (в том числе и) из налогов на билеты кинотеатров всей страны, а именно 10,7 % с каждого проданного билета. Помимо этого крупные ТВ-каналы платят от 1 до 3 % от доходов рекламы и, таким образом, оказывают поддержку развитию кинематографа. К примеру, в 2011 году из налогов было получено 666 млн. евро для различных проектов Центра.

Создание, развитие и распространение кинематографа зарождается на ранней стадии среди самых широких слоев населения, с воспитания публики: на регулярной основе проводятся разнообразные курсы и лекции по истории кино. Возможно, по этой причине французские кинозрители являются такими преданными: каждый житель страны посещает кинозалы 4 раза в год, что в 2 раза больше, чем в среднем по Европе. Во Франции 5 600 кинотеатров, население 65 млн. человек, билет в кино стоит 6-7 евро, в Париже – 10 евро. Для сравнения, в Казахстане в настоящее время работают 90 кинотеатров с 200 залами, часть которых показывает картины в цифровом формате. Однако зал Дома кино уже давно не приглашает алмаатинцев для регулярных встреч с киноведами, с демонстрацией фильмов «art house» или просто хорошего «main stream», как когда-то «Черные кошки в зарослях бамбука» с послесловием Аллы Гербер или серией про историю документального кино.

Национальный центр кинематографии Франции различат два вида финансирования: помимо автоматической помощи молодым кинематографистам оказывается селективная, избирательная поддержка. Комиссия Центра определяет художественную значимость проекта, и если фильм, имеющий несомненную эстетическую ценность, оказывается не очень успешным в коммерческом плане, то он получает это селективное финансирование. Таким образом, французские фильмы собирают публику численностью в 200 миллионов зрителей ежегодно, и не сдаются под натиском американских фильмов.

Национальный центр кинематографии Франции подписал договоры о сотрудничестве в сфере создания фильмов с начинающими режиссерами с 50 странами, в том числе и со структурами Республики Казахстан.

Еще одно перспективное направление для работы молодых казахстанских кинематографистов осветил Франческо ди Чезаре, глава комиссии по партнерству и спонсорству Венецианской Биеннале. Для реализации проектов начинающих режиссеров, — малобюджетных фильмов, снимаемых в учебных целях, — существует колледж Биеннале Венецианского МКФ, для финансирования которого задействованы средства одного из старейших европейских культурных фондов La Biennale di Venezia, основанного в 1895 году. Biennale college патронирует самые различные сферы искусства: музыку, кино, танцы, театр, архитектуру, занимается организацией своих знаменитых художественных и архитектурных выставок.

«Режиссеры Независимости»

Характеризуя молодое поколение режиссеров Казахстана, Гульнара Абикеева назвала их «детьми независимости, которые не помнят, не знают, что такое времена СССР, поэтому они снимают, что хотят, ничего не боятся и ни на кого не надеются». Круглый стол «Молодое кино Казахстана» был крайне интересен выступлениями самих кинематографистов, представлявшими свои проекты.

Эмир Байгазин, Андрей Попов, Серик Абишев, Антон Митнев, Бегали Шибекеев, Олжас Исаев, Ербол Жумагулов, Алдияр Байракимов, Эля Гильман, Азат Хакимов, всего 26 режиссеров подготовили презентации своих картин. Некоторые были предельно лаконичны «Мой фильм сам скажет всё за себя», другие пытались «кратко» изложить философию жизни героя и смысл создания фильма. На подобных показах всегда можно услышать, увидеть (в глазах, мимике, жестах) и почувствовать отношение творческих людей к самым животрепещущим «болевым точкам» общества на текущий момент.

О трендах на нынешний момент: Дарежан Омирбаев полагает, что раньше кино у нас было только арт-хаусным, сейчас же намечается тенденция к созданию зрительских фильмов. С 2008 года наблюдается «многожанровость» казахстанского кинематографа. Особенностью молодого казахстанского кино Ермек Шинарбаев назвал тот факт, что «в Казахстане 90% режиссеров сами пишут свои сценарии, а это редкое явление в мировом кинематографе».

Владимир Малышев, ректор ВГИК, дал следующую оценку киноситуаци: «Горизонты молодого кино в России сейчас расширяются, а в Казахстане горизонты для молодых режиссеров достаточно широки. Нам нужны кадры для создания будущих фильмов». Для этой цели в 2010 г. была создана Евразийская ассоциация кинематографических ВУЗов, помогающая создавать и укреплять творческие связи союзы.

Андрей Попов

Что будоражит сознание грядущего поколения режиссёров? Что волнует их до такой степени, что они решаются «попасть под поезд», именуемый кино? Картина Ербола Жумагулова «Книга» повествует о путях поисков молодого бизнесмена, оставившего свой успешный бизнес: кто он есть на самом деле? В чем его призвание? Алдияр Байракимов ищет решение основных вопросов, волнующих всех, кому сейчас двадцать лет: проблемы города и аула, раскол нации по языку, разногласия отцов и детей, бандитизм. Серик Абишев (один из наиболее упоминаемых режиссеров по короткому метру) поднял вопрос о самоуважении, в очень простой, и в то же время комичной манере.

Имея в арсенале немного картин, но уже достаточно опыта, молодые кинематографисты не могут не быть не вовлеченными в спор: Каким должно быть кино? В последнее время часто слышится: «Это картина для публики или это артхауcное кино?»

«Кино в Казахстане должно быть честным», — убеждён Адильхан Ержанов, — «коммерческое кино в Казахстане или фильмы с «заумствованиями» – это эскапизм» [от слова «escape», «побег», т.е. уход от реальности, прим. автора]. Начинающий режиссер полагает: «Если Вы хотите быть признанным — делайте арт-хаус, если же хотите стать «королём в ауле» — делайте кассовые фильмы». Азат Хакимов критиковал так называемый «авторский поп-корн», плодящийся ныне на кинорынке в массовом порядке.

Молодой режиссёр с именем Эля Гильман, автор фильма «Молоко, сметана, творог» с Линдой Нигматуллиной в главной роли, также убеждена, что секрет успеха заключается в искреннем отношении: «фильмы нужно снимать о том, что тебя волнует, о том, что бы ты хотел изменить. Фильмы должны быть честными».

Эля Гильман

«Молоко, сметана, творог» (кадр из фильма)

Присутствуя на таком «режиссёрском симпосионе» я слышала повсюду повторяемое в унисон: «я пытался осознать», «герой моего фильма в поисках», «происходит переосмысление», «необходимо понять смысл». Этот порыв звучал и в устах мэтров, и рвалось из груди молодой поросли кинематографии. На лицах маститых режиссеров Ермека Шинарбаева и Рашида Нугманова, гостя фестиваля, повторявших свои наставления молодым создателям кино, я читала и ощущала: надо стремиться к верному, к правильному, а не к оригинальному.

Рашид Нугманов

Ведь Дорога к Истине у каждого своя, неповторимая. Начинающие режиссёры едва «нащупывают» дорожки к Фортуне, число которых им кажется весьма ограниченным, именно в этом они видят сложность. Опытные мастера видят мириады возможностей. Их количество неизмеримо. Именно в этом заключается сложность — найти среди голографического объема возможностей свой Путь. Единственный, индивидуальный, индивидуализированный.

Венсан Перес: «Мы можем говорить на одном языке, и это язык искусства»

Одним из самых приятных событий МКФ оказалась пресс-конференция с Венсаном Пересом (Vincent Perez), швейцарским актером, автором комиксов, режиссером, продюсером и сценаристом. Она состоялась в последний день кинофестиваля – на десерт. Не часто люди с известностью такого уровня приходят на встречи с журналистами с настроем на взаимный обмен хорошим настроением, на ответы на конструктивные вопросы, готовыми к приятному диалогу. Это был как раз такой редкий случай. Вместе с Ермеком Аманшаевым именитый гость побывал в Казахской Национальной академии искусств им. Е. Жургенова, где были организованы встречи с ректором ВУЗа, со студентами, а также прошел мастер-класс, который звёздный актер начал с системы Станиславского, увлечение которой началось еще в детские годы.

                        

Звездный актер впервые в Алматы, в Казахстане, и, отвечая на вопросы журналистов о его первых впечатлениях о городе, признался, что у него появилось спонтанное желание фотографировать лица людей в Казахстане — они интересны для него. Венсан Перес всегда рад возможности открывать новое для себя – новый континент, новую страну, новые ощущения, как это произошло с ним, когда он начинал работу в фильме «Индокитай». Атмосфера самобытности Вьетнама, о котором он много читал в детстве, перевернула его мировосприятие. Знаковой была для Переса работа с опытной актрисой Катрин Денёв: «Она властная, сильная, волевая женщина, а я тогда только начинал свою карьеру, — вспоминал актёр о своих звёздных ролях – «Я был также партнером Изабель Аджани, Софи Марсо, которая стала для меня как сестра». Будучи еще ребенком, Венсан сам писал сказки, на основе которых в более поздние годы созданы комиксы. Отвечая на вопрос о самых его значительных ролях, актер назвал три фильма, «которые изменили мою жизнь, это «Индокитай» «Королева Марго» и «Сирано де Бержерак». Поведав о своих перспективных проектах и планах, Венсан Перес признал: «Чем старше я становлюсь, тем больше я работаю, и это жизнь». Говоря о своем режиссерском опыте, мастер заметил: «Многие режиссеры не знают, как работать с актерами», но эти искусством владеет Патрис Перо, с которым он начинал в Нантерре, во Франции. Главной задачей для мастера ныне являются попытка плодотворно взаимодействовать и взаимно обогащать на самых разных уровнях: между актёром и режиссером, между человеком и человеком, между разными поколениями – отцами и детьми.

Пять дней фестиваля: заседания, пресс-конференции, торжественные церемонии, кинопоказы, беседы с создателями фильмов, актёрами, такими знакомыми и такими новыми, а также сочетание праздника и напряженной работы, подведение итогов и зарождение новых проектов, атмосфера магии кино, трансцендентности реальности фильмов и фантазии жизни…. До следующей встречи, фестиваль!

Айгуль Жилкишина

Все фото предоставлены пресс-службой Кинофестиваля «Евразия».

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий