Интервью с Председателем Союза ремесленников Айжан Беккуловой

bekkulova

На днях, в Казахстанском Пресс-клубе прошла пресс-конференция о состоянии ремесленничества в Казахстане, на которой представители Союза ремесленников подвели итоги своей деятельности за год и объявили старт пятого конкурса «Шебер».

На вопросы отвечает Председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова.

— На каком уровне в данный момент развитие ремесленничества в Казахстане?

Когда мы начинали свою программу по возрождению ремесел, то провели исследование и было видно, что Казахстан по развитию ремесла находится на последнем месте среди стран Центральной Азии, была такая печальная картина. Но программа проработала семь лет, и сейчас мы можем говорить о существенных сдвигах и изменении положения. То, что ремесло востребовано — это однозначно. об этом говорят многочисленные ярмарки и большой поток посетителей. Если, в 1995 году, когда мы начинали проводить первые ярмарки, на 70-80 процентов основными покупателями являлись иностранцы, то сейчас картина изменилась, и превалирует наш, местный, казахстанский покупатель. Я считаю, что мы воспитали нашего покупателя. Идет постоянная образовательная программа, популяризация, мы много усилий прикладываем для того, чтобы широкая публика узнала, что такое ремесло, о том, какие виды ремесел традиционны для нашего региона, какие есть особенности, функциональные назначения.

— Какие виды ремесла охватывает Союз ремесленников Казахстана?

Вообще мы охватываем практически все ремесла. Я не могу сказать, что мы тому или иному виду уделяем больше внимания. Возможно, чуть больше делаем акцент на войлоке, потому что войлок — это сейчас наиболее популярный вид техники во всем мире. Но при этом мы не можем сказать, что мы обошли ювелирку или вышивку. В этом году мы планируем провести в Алматы фестиваль по войлоку, в следующем — по вышивке. На каждый год мы уже запланировали фестивали, посвященные тому или иному ремеслу. В мае прошлого года в музее им. А. Кастеева прошел фестиваль ювелирного искусства. Что это такое? Помимо того, что мы показываем мастер-классы и проводим лекции, мы приглашаем очень известных экспертов международного уровня. На фестиваль ювелирного искусства приезжала известный мастер из Германии Мартина Темп. Она — прекрасный лектор, прекрасный эксперт, плюс ко всему она — замечательный ювелир. И для наших мастеров это было большим уроком, прекрасной возможностью пообщаться с мэтром, узнать о тенденциях в современном мире, получить какие-то навыки, ну и, естественно, показать свое мастерство. Мартина была сильно удивлена, насколько развито у нас ювелирное искусство. Ведь наши ювелиры владеют несколькими техниками, что расширяет их диапазон и позволяет достаточно гибко работать. Поэтому, то, что многие мастера стали значительно свободнее, открытее, гибче, они стали охотнее делиться какими-то своими наработками и технологическими секретами, то, что они ездят друг у другу в гости, общаются, выезжаю за рубеж — это все, я считаю, результаты нашей программы.

— Как идет развитие ремесла именно как предпринимательской деятельности, бизнеса? Получают ли ремесленники какую-то поддержку от государства или от банков для развития своего бизнеса?

На самом деле ремесло — это не только имидж, но еще и бизнес. Пусть малый, хотя он малый только в Казахстане. Если смотреть в мировой практике, то можем увидеть удивительную картину: в Иране, в нефтяной стране, где на первом месте по экспорту стоит нефть, второй экспортной статьей является ремесло. Колоссальные деньги вертятся вокруг ремесла. И Иран — это не единственная страна, зарабатывающая на ремесле, это и Китай, и Индия и практически вся Юго-Восточная Азия. В Казахстане, к сожалению, пока еще не до конца понимают необходимости серьезной поддержки ремесленников, потому что не видят в этом экономического резона.

Что касается микрокредитных организаций, компания «Шеврон», вовремя понимая необходимость и сложность поддержки конкретно ремесленного бизнеса, открывала кредитные линии и давала возможность мастерам получить стартовый капитал. К сожалению тогда немногие воспользовались этой возможностью, не достаточно, как мне хотелось бы. Сейчас, они, конечно, больше созрели. Мы провели целый ряд тренингов по бизнесу, по арт-маркетингу. То есть, они получили основы и сумели взглянуть на свое занятие с точки зрения бизнеса. Потому что до недавнего времени они воспринимали свое ремесло как хобби, и может быть недостаточно серьезно к нему относились. Сейчас же многие мастера кормятся за счет своего бизнеса, причем очень хорошо работают. И сейчас они понимают необходимость создания целых цехов, потому что, как правило, большинство наших мастеров — это одиночки. И только несколько лет назад к ним пришло осознание того, что необходимо кооперироваться, создавать цеха, обучать учеников и какие-то операции передавать им. Так происходит в соседней Киргизии. Там существует цеховая система, и каждый мастер специализируется на какой-то определенной операции. И это позволяет увеличивать производительность, снижать себестоимость и в конечном итоге, не снижая качества изделий, получать хороший результат. И для потребителя это наиболее приемлемый вариант. Наши же мастера, к сожалению, работают пока еще в большей степени по накатанной схеме, от начала до конца. Но мы на своем конкурсе «Шебер» учредили специальную номинацию — «Предприниматель — Озат іскер». И если в первый раз нам было очень сложно найти победителя, мы присудили премию с легким натягом, то в этом году уже у нас увеличилось количество номинантов.

— Сейчас, мы знаем, изделия с национальным колоритом, одежду в национальном стиле можно купить в магазинах сувениров по баснословной стоимости или же, на барахолке, за меньшие деньги у кыргызских продавцов. Смогут ли наши ремесленники предложить потребителю такие же изделия, по такой же цене?

Ну вообще сложно, конечно, предложить по такой же цене, исходя из того, что уровень жизни в Казахстане дороже, чем в Киргизии, у нас дороже сырье, у нас значительно жестче таможенные условия, значительно выше оплата труда. И расстояния куда больше, куда масштабнее, чем в Кыргызстане. Все это, конечно, не может не отразиться на стоимости товаров. Помимо этого, наши мастера в большей степени нацелены на производство единичного, штучного товара, они больше создают некие презентативые вещи, «респект-подарки». Мы все же много делаем для того, чтобы нацелить их на производство массовой продукции. А тех, кто изготавливает на широкого потребителя — будем нацеливать на повышение качества продукции. Но это, конечно, требует времени, вложения сил и капитала, стоимость товара становится дешевле, если он сделан частично механическим путем, с помощью каких-то специальных инструментов. Немножко парадоксально, но многие из наших мастеров покупают сырье небольшими партиями, по 3-5 кг, той же, скажем, шерсти. При этом, конечно, нельзя говорить о каком-то серьезном подходе, потому что, только покупая сырье оптом, можно существенно снизить стоимость товара. Мы к этому идем. Идем к тому, чтобы у нас развивалось производство. Многие мастера нацелены на рост количества товара при сохранении качества и я думаю, что к моменту проведения ЭКСПО-2017 в Казахстане, мы сами будем удивлены тем, насколько много продукции производится у нас в стране.

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Добавить комментарий