Бесконечная символическая мелодия

imgonline-com-ua-CompressBySize-pHWHdILRSlf2bTUj

В стенах государственного музея искусств имени А. Кастеева 1 ноября 2017 года открылась выставка художника Абдрашита Сыдыханова, посвященная 80-летию со дня рождения.
«Ослепляющее сливочное солнце и захватывающий ветер подобно кюю западных степей, а может замершие эмоции словно мазки на холсте под которыми скрыты бушующие страсти, создающие рельефы живописных видов. И в этом вся символика и космическое предназначение» — такие мысли захватывают ум, когда перед нашими глазами открывается экспозиция выставки Абдрашита Сыдыханова.

Абдрашит Аронович Сыдыханов – Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, лауреат Государственной премии в области культуры и искусства РК, почетный кавалер ордена «Курмет», обладатель независимой премии «Тарлан» за 2000 год. Родился в 1937 году в селе Кулагино Гурьевской области. В 1965 г. окончил Алма-Атинское художественное училище им. Н.В.Гоголя. Участник республиканских и международных выставок — с 1965 г. Член СХ РК — с 1967 г.
Работы разных жанров наполнены единым духом и богатством философских размышлений. Мы есть, мы в зале, и в тоже время мы теряемся среди большого спектра бело-сливочных красок с сентиментальной робкой символикой. Взгляните на работу «Гора «Девичья грудь»».imgonline-com-ua-CompressBySize-Sk0AB3CSvbWYQLn
Насколько плавные мазки. И две горы выполнены настолько нежно, без резких контрастов, но в тоже время с обилием светлых оттенков. Хотя нельзя сказать, что все творчество А. Сыдыханова написано только в одном лирическом духе. Существуют работы, в которых прослеживается темперамент и экспрессия, например «Без названия» из коллекции З. Сыдыхановой.

imgonline-com-ua-CompressBySize-VMQN2EYaF3m«Реквием» рассказывает нам о ярких событиях или фантазии художника, словно раскрывает сущность человека. Мы запомнили художника больше в преклонном возрасте, когда человеческие порывы нельзя сказать, что угасают, а скорее находят выражение в мыслительных, созерцательных, непоколебимых мыслях. В свою очередь, эти мысли, выраженные в той же живописи, вызывают интерес у немного иного общества, различающегося, может быть, не только темпераментом, но и взглядами, более конкретными, которые основываются на глубоком анализе действительности.imgonline-com-ua-CompressBySize-BFtKkYOh4Tsa

Произведения автора можно сравнивать с маленькими повестями. Повестями, где рассказывают о родной земле, о тех краях, где душа уходила в бесконечное созерцание, а сердце наполнялось глубиной светлых чувств. Это объяснения, которые не выразишь в словах, и возможно, не обратишь в стихотворения. Наверное, поэтому существует в искусстве такое понятие как символика, где идеи, образы Вечности и Красоты превращаются в поэтический почерк, который чаще выступает основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.imgonline-com-ua-CompressBySize-TKvzrdzxJ0CEhEU

Символика в картинах, в данном случае, выступает как сольное исполнение казахского кобыза. История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы — шаманов. Инструмент служил средством общения баксы со своими аруахами (духами предков) и духами-помощниками (силы природы и не только). Кобыз был священным инструментом. Считалось, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.imgonline-com-ua-CompressBySize-zTGH7bzRmBO
В мире изобразительного искусства Абдрашита Сыдыханова по праву можно отнести к жырау, а кисти, создающие мотивы на его полотнах кобызом. Произведения искусства в какой-то степени учат нас остановиться и прислушаться к внутреннему голосу, настроению. Наверное, именно поэтому выставка, посвященная 80-летнему юбилею художника, называется «Бесконечная мелодия».
Бесконечная символическая мелодия произведений, долгие и долгие годы будет рассказывать нам о выдающемся мастере художественной кисти, и напоминать о бескрайних западных просторах Казахстана с неповторимым колоритом, духом и снова и снова раскрывающимся творческим потенциалом.

Своими впечатлениями поделилась
Магистр искусствоведения
Айгерим Айдарбек

Понравилась публикация?

Поделитесь с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже:

Нравится
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.